Главная / Газета 9 Июля 2004 г. 00:00 / Экономика

Выставка тщеславия

ВДНХ живет грандиозными планами на будущее и тем временем потихонечку разрушается

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Менее чем через месяц Всероссийский выставочный центр (некогда ВДНХ) будет отмечать свое 65-летие. К этой дате на территории выставки готовятся всерьез: начались мощные преобразования. Новая администрация во главе с молодым и амбициозным директором Магомедом Мусаевым решила возвратить центру его былую славу и ради этого категорически изгоняет всю пеструю «ларьковую» коммерцию времен перестройки. Но что появится вместо ларьков и какие перспективы у знаменитой ВДНХ? На этот вопрос никто толком ответить не может. Или не хочет. Пока ответственные лица строят планы на «вэдээнховские Нью-Васюки», на территории выставки продолжают разрушаться ценнейшие памятники сталинской архитектуры.

Скульптура Веры Мухиной оказалась символом разных эпох.
Скульптура Веры Мухиной оказалась символом разных эпох.
shadow
На первый взгляд, ситуация с бывшей ВДНХ очень простая, и ее сценарий уже не раз обкатывался на старых московских стадионах или в домах культуры: стихийный базар уходит в прошлое, а вместо него должны появиться цивилизованные магазины или, как сейчас модно говорить, «досуговые центры» (фитнес-залы, казино, бутики и элитные рестораны). Однако у ВДНХ проблема серьезней. Во-первых, советское наследие в виде роскошных сталинских павильонов не приспособлено под новые коммерческие масштабы и нуждается в тотальной реконструкции.

Во-вторых, у ВВЦ уже появились мощные конкуренты (выставочные центры на Красной Пресне, в Сокольниках), соперничать с которыми нет никакого смысла. В-третьих, вся история бывшей ВСХВ, а потом ВДНХ – это история многонационального государства. Сейчас же, когда россияне досконально изучили испанские побережья и Французскую Ривьеру, но с трудом представляют, что происходит в Карелии или в Ташкенте, говорить о возвращении выставки, символизирующей «дружбу народов», по крайней мере неуместно.

Дирекция ВВЦ в поисках инвесторов нашла пока только один выход: она старается убедить российское правительство в своей государственной значимости. Как говорит народная мудрость, «казенного козла хоть за хвост подержать – можно шубу сшить». Отсюда новые соглашения и проекты. Так, в прошлом месяце между ВВЦ и Минсельхозом РФ было заключено соглашение на восстановление Коневодческого и Животноводческого центров, где будут устраиваться показы племенного поголовья. Буквально на днях примерно такой же договор о взаимных интересах подписали с Федерацией независимых профсоюзов. Сейчас администрация выставки поднимает на щит идею международной ярмарки ЭКСПО-2015 (как известно, Россия проиграла тендер на ЭКСПО-2010), под которую просит уже у московского правительства инвестиции для воссоздания всего комплекса. Совершенно правомерно руководители ВДНХ подчеркивают, что их владения используются едва ли на одну треть: из 108 тыс. кв. м . под выставки отдано только 40 тыс. Кроме того, сразу после юбилейных торжеств, в сентябре, планируется построить новый павильон еще на 40 тыс. кв. м (между нынешними 70-м и 69-м павильонами). При этом степень износа уже имеющихся 500 объектов на территории парка более 80%, нет ни инфраструктуры в виде парковок и подземных гаражей, ни сопутствующего сервиса – отелей и VIP-залов.

На площади Промышленности перед павильоном «Космос» будет возведен Город науки.
shadow Все, кто хоть раз заходил в павильоны и залы выставки, знают еще одно крайне неудобное свойство ВВЦ. Дело в том, что многие постройки сталинского времени помпезно и эффектно смотрятся снаружи, но они довольно тесные и нерациональные внутри. Ведь выставка изначально задумывалась как эдакий советский Диснейленд для взрослых начальников: тут показывали коров-рекордсменок и жирных гусынь на фоне рельефов и соцреалистических картин. Никакой конкуренции и рыночной торговли здесь никогда не предполагалось. Именно этот прогулочный, парковый характер ВДНХ постоянно сталкивается с сегодняшней рыночной торговлей. Здесь, например, совершенно некуда «приткнуть» рекламу: огромные щиты или закрывают роскошь архитектуры, или мельтешат на лестницах. Вместе с тем объявить ВДНХ национальным архитектурным парком и музеем, убрав пеструю торговлю, рука не поднимается: слишком уж лакомый земельный кусок почти в самом центре Москвы. Отсюда и вечная дилемма: как заработать, не продавшись?

Советскую ВДНХ исчерпывающе характеризовал популярный в то время анекдот. Показывают японской делегации ВДНХ, японцы на все смотрят и радостно кивают. После экскурсии их спрашивают: «Что вам понравилось больше всего?» «Дети!» дружно отвечают туристы. «Почему дети?!» – недоумевают чиновники. «Потому что все, что вы делаете руками, намного хуже». Видимо, дирекция ВВЦ прислушалась к мнению иностранных друзей и к юбилею решила убрать почти все наши сомнительные достижения. Длинные ряды лотков-палаток, тянущиеся от самого входа по центральной аллее, сейчас закрыты и распродаются навынос. Тех торговцев, у которых еще не истек срок аренды, на льготных условиях переселяют в павильоны. Но там, в павильонах, как признались корреспонденту «НИ» сами хозяева, торговля почти не идет: во-первых, места намного меньше – никак не покажешь товар, во-вторых, в огромные дома народ заходит с неохотой. Вместо палаток на территории выставки устанавливаются временные аттракционы и развлекательные комплексы. В качестве образцовых достижений (и, возможно, планов на будущее) администрация ВВЦ подает два национальных павильона: Грузии и Армении. Нетрудно догадаться, что является главными достижениями той и другой держав на ВВЦ: коньяк, с одной стороны, виноградное вино – с другой. Вряд ли гости столицы поедут сюда только ради этих продуктов.

Что касается истинной уникальности всей выставки, о ней, как ни странно, говорится в последнюю очередь. ВДНХ – это цельный градостроительный ансамбль: парк, павильоны, скульптуры. Половина этого ансамбля, правда, уже не прочитывается: ведь подступы к парку нынче густо опоясаны неудобными транспортными развязками и кричащими палатками. Теперь это не советский торжественный променад, а суетливое месиво из разных стилей. Хотя по уровню весь ансамбль ВДНХ ничем не уступает знаменитым сталинским высоткам или московскому метро и точно так же является неотъемлемой частью истории и культуры столицы.

Кто должен благоустраивать историческую территорию и заботиться о сохранении культурного наследия? Совершенно неясно. До сих пор памятен спор вокруг реставрации знаменитой скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Скульптура украшает подведомственную московскую территорию, но сама по себе как общероссийский памятник курируется федеральной властью: оттого с трудом удалось решить вопрос о финансировании ее демонтажа и реконструкции. Судя по всему, с каждым из архитектурных объектов на территории центра возникнут те же проблемы. Дирекция нынешней ВВЦ решила все-таки сделать ставку на московские власти. Дойдут ли у Москвы руки до выставки и станет ли она платить деньги за то, чтобы превратить ВВЦ в «Международный Выставочный Центр» (именно такую концепцию решило выбрать руководство) – большой вопрос. Пока затягивается принятие решения о будущем использовании памятников, возникает серьезный риск их утраты. Не хотелось бы «накаркать», но, судя по сегодняшнему состоянию павильонов, они готовы повторить печальную судьбу Манежа. Когда московское правительство составляло список «опасных зданий» столицы, ни один павильон ВДНХ не был в него включен. Между тем даже невооруженным глазом видно: обветшала не только идея выставки как скопища ларьков, но и мощные сталинские долгострои.



Справка «НИ»

История ВДНХ началась с открытия 1 августа 1939 года Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. За право участвовать в ней развернулось соревнование крестьян по всей стране. Для победителей была учреждена тысяча дипломов первой степени, обладатели которых получали по 10 тыс. рублей и легковому автомобилю. Посевы и насаждения, пруды и парки раскинулись на площади около 140 га. В проектировании 250 строений принимали участие архитекторы Щуко, Гейльфрейх, Поляков, Чечулин, скульпторы Коненков, Мотовилов, монументалисты Дейнека, Бубнов, Соколов-Скаль и др. Эмблемой выставки стала 24-метровая скульптурная группа «Рабочий и колхозница» Мухиной. Последним днем работы ВСХВ в 1941 году стало 22 июня. Во время Великой отечественной войны экспозицию и библиотеку выставки эвакуировали в Челябинск. Вновь она открылась 1 августа 1954 года. После реконструкции площадь выставки увеличилась до 207 гектаров. Были возведены павильоны прибалтийских республик, Узбекистана и Украины. Был достроен Главный павильон («Центральный») с 35-метровым шпилем, увенчанным золотой звездой. На площади Колхозов был построен фонтан «Дружба народов». 28 мая 1958 года Совет Министров СССР принял постановление об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной (на Фрунзенской набережной) выставок в Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ СССР). В таком качестве она начала работать с 1959 года. С 1992 года по Указу Президента России ВДНХ СССР была переименована во Всероссийский выставочный центр (ВВЦ).

Магомед Мусаев, руководитель ВВЦ: «Мы ни с кем не воюем»
На ВВЦ у китайцев изъяли миллион поддельных очков

Опубликовано в номере «НИ» от 9 июля 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: