Главная / Газета 19 Марта 2004 г. 00:00 / Экономика

Частные ягоды

Государство отдает лесные угодья

КАХА КАХИАНИ, ЮЛИЯ ЗУБАРЕВА

Вчера правительство в целом одобрило новый Лесной кодекс РФ, который вводит такое понятие, как «частные собственники лесных участков». У этого документа есть как ярые сторонники, так и противники. Последние считают, что государство, отдавая лес в частные руки, просто избавляется от огромного количества природоохранных и экономических проблем.

Скоро перед входом в лес россияне могут столкнуться с «кирпичом».
Скоро перед входом в лес россияне могут столкнуться с «кирпичом».
shadow
Новая редакция Лесного кодекса (ЛК) была подготовлена в недрах Минэкономразвития. Предыдущий был принят в 1997 году и во многом считался несовершенным. Основной идеей новой версии кодекса является введение механизма частной собственности на лесные участки. При этом МЭРТ предлагает передавать лес в собственность только после 15 лет аренды и при отсутствии каких-либо нарушений со стороны арендатора. Сам же срок аренды, по словам Грефа, будет делиться на две части. В первом случае лес сдается в аренду на срок до 99 лет, во втором – до года. При этом собственник будет обязан и следить за восстановлением лесных угодий, и защищать его от пожаров и вредителей – в противном случае участок у него отберут. Так что первые собственники лесных угодий могут появиться в России не раньше 2020 года.

Кстати, арендаторами леса, а в будущем и собственниками, могут выступать любые физические и юридические лица: как российские, так и иностранные. Это значит, что иностранные компании и граждане теперь смогут свободно владеть и распоряжаться лесными участками наравне с российскими, а стало быть, их посреднические услуги в скором времени могут оказаться невостребованными. Единственное ограничение коснется лесов первой группы (санитарные зоны, национальные парки и заповедники).

ЛК вводит и новую процедуру продажи лесов. Местные власти будут иметь право выставлять лесные участки только на аукционах. При этом стартовая цена леса будет назначаться исходя из ставок, установленных федеральным центром. Однако, разрешая регионам самостоятельно распоряжаться лесным фондом, федеральный центр одновременно ужесточит и «правила игры». По словам Грефа, в случае нарушения субъектом РФ установленных федеральным законодательством правил, договор о делегировании полномочий по лесным угодьям будет расторгаться, а эти функции будут передаваться в центр. И обратно регионы свое право на сдачу и продажу лесов смогут получить только в случае гарантии соблюдения установленных правил. Таким образом, лес становится рычагом влияния на региональную политику и губернаторов.

Однако ЛК преследует не только цель появления собственника в пока что нетронутом частным бизнесом секторе (сейчас весь лес находится в федеральной собственности), но и должен стать источником роста российской промышленности. По крайней мере Минэкономразвития надеется на то, что лесной бизнес станет источником роста инвестиций, – как это и происходит в соседних странах. Например, в соседней Финляндии, которая, кстати, закупает в большом количестве российский лес, доходы от деревообрабатывающей промышленности составляют десятки миллиардов долларов, в то время как наши лесозаготовители с трудом дают в бюджет 6 млрд. рублей. «35% лесных ресурсов мы поставляем в виде необработанной древесины, и только 2–5% приходятся на готовые материалы», – пожаловался журналистам глава Минэкономразвития.

Между тем мнения по поводу нового законопроекта очень разнятся – от одобрения до полного неприятия. Так, вице-президент Российского союза лесопромышленников Леонид Маклюков считает, что документ юридически проработан неплохо и в нем есть позитивные моменты (например, долгосрочная аренда), которые будут способствовать стабилизации работы в секторе лесопользования. Но мажорные настроения лесопромышленников не поддерживают активисты общественных организаций. Например, Денис Смирнов, координатор программ по устойчивому лесопользованию Дальневосточного отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) считает, что с принятием ЛК правительство хочет решить прежде всего свои проблемы. Во-первых, снять с себя какую-либо ответственность (в том числе и финансовую) за сохранение лесов, переложив ее на плечи новых «хозяев» леса. Во-вторых, еще раз получить с лесопользователей деньги за перераспределение лесного фонда. Не вызывает сомнений, по словам Дениса Смирнова, и то, что при новом переделе лесного фонда важную роль будет играть криминальный сектор, а «откат» за лес получит не государство, а коррумпированные чиновники.

Остается нерешенным еще один вопрос, который затрагивает интересы населения. Речь идет о праве граждан на доступ к лесным угодьям (для сбора ягод, грибов и т.д.). Глава МЭРТ утверждает, что у граждан проблем с доступом в чужой лес возникнуть не должно: закон запрещает отгораживать забором лесные участки, препятствовать сбору лесных даров и отдыху граждан. Однако юридическое сообщество не разделяет оптимизма главы МЭРТ. Например, адвокат Александр Васильев заявил «Новым Известиям», что российская практика часто не совпадает с нормами закона. Это может коснуться и Лесного кодекса. Сейчас, по словам адвоката, существует институт сервитута, по которому сосед не может перекрыть дорогу на ваш участок, если путь к нему проходит через принадлежащую ему территорию. По такому же принципу предполагается допускать население в частные леса. Но в этом вопросе, по словам адвоката, все зависит от порядочности конкретных лесопользователей: кто-то пустит людей к себе в лес, а кто-то выставит охрану и лесника. «Конечно, в этом случае можно на него подать в суд, но кто этим будем заниматься?» – сказал Васильев.



КТО ХОЗЯИН ЛЕСА?

ФИНЛЯНДИЯ. Около двух третей лесов страны находится в частной собственности, при этом почти половина принадлежит «Финскому лесному союзу» («Metsliito»), который возник в свое время как кооператив по заготовке леса и механической деревообработке, а ныне объединяет 128 тысяч частных финских лесовладельцев. Сплошная вырубка практически не используется, применяется только выборочная. Если владелец участка в течение пяти лет не занимается лесовосстановительными работами и уход за лесом не соответствует установленным стандартам, то такие участки могут быть национализированы. Все – и государственные, и частные леса в Финляндии находятся в ведении Лесной службы министерства сельского и лесного хозяйства. В начале 90-х годов все государственные органы, занимавшиеся коммерческой деятельностью, в том числе и на лесных участках, принадлежащих государству, были акционированы.

США. Большая часть лесных угодий США – свыше 70% – находится в частной собственности. Лесами, находящимися в федеральной собственности (это около 20% лесных угодий), в том числе примерно сотней национальных лесопарков, управляет федеральная лесная служба, которая является структурным подразделением в департаменте сельского хозяйства. Аналогичные структуры имеются и на уровне штатов, которые занимаются соответственно лесами штатов. При этом в законодательстве четко прописана ответственность за экологически безопасное содержание лесов всеми собственниками. В 1980 году в США был принят закон, в соответствии с которым временные расходы по амортизации капитала, то есть направляемые на лесовосстановление, берет на себя государство, которое обязуется выделять ежегодные займы на целевые нужды (семеноводство, выращивание саженцев и т.д.).

КАНАДА. В общественной собственности находится почти 95% лесов страны, но все полномочия по управлению лесными, как и всеми остальными природными ресурсами в Канаде делегированы провинциям. В Британской Колумбии, на долю которой приходится примерно половина объемов заготовки древесины в стране, есть министерство лесов, управляющее только лесами, находящимися в государственной собственности. Однако промышленным освоением лесов занимаются крупные транснациональные корпорации, арендующие лесные участки у государства на сроки от 30 до 50 лет.

ШВЕЦИЯ. Государственные леса Швеции составляют около 18% всех продуктивных лесных земель. Владельцем 16% лесных земель (3,5 млн. га) является государственная компания «Свеаскуг», которая весьма успешно конкурирует с частными компаниями, не получая от государства никаких привилегий и льгот. Всеми лесами Швеции независимо от форм собственности управляет Национальное управление лесов в составе министерства промышленности, занятости и коммуникаций.

Опубликовано в номере «НИ» от 19 марта 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: