Главная / Газета 19 Февраля 2004 г. 00:00 / Экономика

СЛИШКОМ ПОЗДНО, СЛИШКОМ МАЛО

Продажа государственных запасов зерна не смогла остановить рост цен на хлеб

ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА, ЕВГЕНИЙ АДАЕВ, ТУЛА

Правительство вчера провело интервенции на зерновом рынке. По замыслу Минсельхоза, эта мера призвана остановить рост цен на хлеб. Однако, по мнению экспертов, вмешательство государства ничего уже не исправит. Запасов резервного фонда слишком мало, и они не смогут удовлетворить потребности мукомольных предприятий. К тому же не факт, что проданное зерно поступит именно в те регионы, которые наиболее остро в нем нуждаются.

Покупателям хлеба остается только надеяться, что урожай-2004 будет обильнее прошлогоднего.
Покупателям хлеба остается только надеяться, что урожай-2004 будет обильнее прошлогоднего.
shadow
Государство впервые вынуждено продавать зерно мукомольным предприятиям. До этого, начиная с 2001 года, оно ежегодно осуществляло закупочные интервенции, то есть приобретало пшеницу и рожь у оптовиков. Однако уже в прошлом году ситуация изменилась с точностью до наоборот: плохой урожай привел к дефициту зерна на рынке. Мукомолам пришлось покупать его по завышенным ценам, что незамедлительно отразилось на стоимости хлебобулочных изделий: цены на буханки и батоны поползли вверх, сначала неуверенно, а потом все быстрее.

Стоит отметить, что впервые о продажах зерна из госрезерва правительство задумалось еще в мае 2003 года. Однако решение об их проведении так и не было принято: вместо этого Минсельхоз предложил подождать нового урожая, когда цены упадут сами по себе. Его надежды, как, впрочем, и надежды правительства в целом, не оправдались: в конце лета хлебобулочные изделия снова резко подорожали, так что вопрос о проведении интервенций опять стал актуальным. Правда, разработали механизм их проведения лишь осенью прошлого года, и только две недели назад правительство его одобрило. Получилось, что обещанного ждали если не три года, то почти год.

Однако проведенные наконец интервенции получили весьма скептические оценки со стороны экспертов. Как заявил «Новым Известиям» вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, запасов госфонда явно недостаточно для того, чтобы переломить ситуацию. Так, по его оценкам, правительство продало вчера не более 1,6 млн. тонн зерна, а ежемесячные потребности российских мукомолов составляют 1,2 млн. тонн. Выходит, что проданного зерна не хватит даже на два месяца. По словам экспертов, объемы зерновых интервенций должны быть сопоставимы с размером экспорта, то есть на внутренний зерновой рынок должно поступить не меньше 4 млн. тонн зерна. Таких запасов у государства явно нет. А значит, у него нет и возможности переломить ситуацию на рынке при помощи интервенции.

Ситуацию, по словам наблюдателей, осложняет еще и то, что во вчерашнем «действе» роли были расписаны заранее, и совсем не факт, что в результате интервенций зерно придет в нуждающиеся регионы страны. По словам экспертов, интервенции были по большому счету лишь формальностью, поскольку местные власти уже давно распределили зерно между конкретными мукомолами. Об административном вмешательстве в «зерновые торги» говорит и тот факт, что цены, по которым вчера было продано зерно, не сильно отличались от стартовых котировок. Например, первоначальная стоимость пшеницы третьего класса составляла 4400 тыс. рублей за тонну, и реализовывался товар примерно по такой же цене: изменения колебались в рамках статистической погрешности. Это означает, что по такой низкой цене зерно купили те мукомольные предприятия, которые были рекомендованы местными властям.

Выходит, что картина после интервенций радикально не изменилась, и российским гражданам лучше подготовиться к тому, что цены на их любимый продукт будут продолжать расти. Исключение из правил составляют те «города и веси», где власти всерьез восприняли предложение федерального центра заняться администрированием цен на хлеб. Некоторые «передовики производства» уже подают примеры своим не столь расторопным коллегам: например, в Туле на этой неделе стартовала акция под символичным названием «Народный хлеб». Ее суть заключается в том, что местные власти «уломали» хлебопеков понизить цены на ржаной хлеб «Новоукраинский» и белый батон «Простой» на 1,5–2 рубля. Теперь «народный хлеб» поставляют в два десятка гастрономов и уличных ларьков, определенных городским комитетом торговли. А местные власти Саратовской области вообще хотят ввести «хлебные карточки» для малообеспеченных россиян, чтобы последние не пострадали из-за роста цен на главный продукт питания. Все это доказывает, что регионы, похоже, не слишком верят в действия федеральных властей и не возлагают больших надежд на зерновые интервенции.



КАК ПРОВОДИЛИСЬ ЗЕРНОВЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ

2001 ГОД. Зерновые интервенции были проведены 14–23 ноября на Европейско-Азиатской бирже в Москве. На закупку пшеницы третьего и четвертого классов, цены на которую вследствие перепроизводства упали соответственно на 15% и 25%, из федерального бюджета Минсельхозу было выделено 4–5 млрд. рублей. Несмотря на это, были произведены закупки пшеницы только третьего класса, и на это было израсходовано 700 млн. рублей. Госфонд зерна пополнился на 250 тыс. тонн, из которых 190 тыс. тонн продала одна компания-трейдер. Сами торги сопровождались скандалом. Результаты закупок в первые два дня были аннулированы, так как оказалось, что Федеральное агентство по регулированию продовольственных рынков при Минсельхозе закупало зерно в госфонд по максимально высоким ценам – 2700 рублей за тонну, в то время как среднерыночные цены не превышали 2400 рублей за тонну. Более того, согласно правительственному постановлению при достижении максимальной цены в 2700 рублей за тонну государство должно было прекращать закупки. Пшеница, проданная в ходе аннулированных торгов, вновь была выставлена на продажу и куплена государством по 2699 рублей за тонну.

2002 ГОД. Вторая зерновая интервенция также была направлена на поддержание катастрофически падающих цен на зерно после двух относительно высокоурожайных лет. На зерновые интервенции было выделено из федерального бюджета 6 млрд. рублей. По данным Минсельхоза, в рамках интервенций государство приобрело 2,567 млн. тонн зерна на сумму 4,459 млрд. рублей. Но финансовая интервенция началась только в ноябре, и, по мнению экспертов, большая часть выделенных государством средств досталась перекупщикам, уже скупившим к тому времени зерно у производителей по более низким ценам. Через два месяца после начала интервенций тонна зерна в России подорожала в среднем на 300 рублей, то есть на 14–15%. В итоге стоимость продовольственной пшеницы 3-го класса выросла до 2300 рублей за 1 тонну. Совет Федерации впоследствии признал проведенную интервенцию крайне неудовлетворительной, а результаты интервенции контрпродуктивными.

Опубликовано в номере «НИ» от 19 февраля 2004 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: