Главная / Газета 14 Января 2004 г. 00:00 / Экономика

По внешнему кругу

Москва берет взаймы, чтобы оплатить прежние долги

Юлия ЗУБАРЕВА

Правительство Москвы осенью этого года собирается разместить очередной выпуск еврооблигаций. Об этом сообщил вчера глава Москомзайма Сергей Пахомов. Полученные средства будут направлены на рефинансирование предыдущего выпуска еврооблигаций. А дополнительные ресурсы для нужд города столичным властям, похоже, придется искать на внутреннем рынке, где активы города не пользуются пока высоким спросом.

Юрий Лужков уверен, что столичные еврооблигации понравятся инвесторам.
Юрий Лужков уверен, что столичные еврооблигации понравятся инвесторам.
shadow
Объем предполагаемого выпуска еврооблигаций должен составить 380 млн. евро, а срок их обращения – 5–7 лет. Глава Москомзайма Сергей Пахомов выразил уверенность, что столице удастся выгодно разместить новый выпуск. Ведь по уровню кредитоспособности Москва находится в одном ряду с российским государством: по шкале агентства Standard & PoorТs рейтинг столицы по займам в национальной и иностранных валютах установлен на инвестиционном уровне. По оценкам главы Москомзайма, если общая макроэкономическая ситуация не изменится и инвесторы не разочаруются в российских внешних долгах, то вполне можно рассчитывать на доходность в 6,5–7% годовых.

Впрочем, средства, полученные в результате нового займа, пойдут не на экономическое развитие города, а на обслуживание прежних долгов. Дело в том, что после финансового кризиса 1998 года в Бюджетный кодекс РФ были внесены поправки, в соответствии с которыми российским регионам разрешается привлекать внешние займы только в размерах, необходимых для погашения старых долгов. Сделано это было в целях контроля за размером задолженности субъектов. «Если в 2004 году Москва не привлечет нового займа, то может потерять свою квоту, то есть возможность поддерживать объем своего внешнего долга на прежнем уровне», – пояснил «Новым Известиям» ведущий аналитик Standard & PoorТs Феликс Эйгель. То есть никаких ресурсов, которые можно было бы направить на развитие города, очередной выход Москвы на рынки капитала не принесет.

В этой ситуации правительству города остается одно: средства под различные проекты приходится привлекать на внутренних рынках. И, казалось бы, подобные заимствования должны быть более привлекательными с точки зрения стоимости обслуживания долга. Например, в прошлом году правительство Москвы размещало среди населения сберегательный рублевый займ сроком на 1 год под 10% годовых, что ниже уровня среднегодовой инфляции, которая, как известно, составила 12%. Однако практика показала, что внутренние региональные займы раскупаются неохотно: выпуск был полностью размещен только в конце декабря, хотя его размещение началось в середине августа. При этом столичным властям пришлось потратить значительные средства на проведение активной агитационной и рекламной кампании. И даже после этого спрос на долги столицы оказался пассивным: внутренний долговой рынок в целом находится в состоянии «спячки», к тому же далеко не все категории инвесторов заинтересованы в работе с рублевыми долговыми обязательствами регионов. «Может быть, Москва и хотела бы наращивать свой внутренний долг более высокими темпами, но небольшой объем рынка не позволяет этого сделать. Поэтому Москва резко увеличить свою долю не сможет», – считает Феликс Эйгель.

Остальным регионам приходится еще сложнее: агрессивная политика Москвы на рынке рублевых обязательств вынуждает их либо размещать свои облигации под более высокие процентные ставки, либо вовсе отказаться от выпуска. В настоящее время Москва занимает около 62% от общего объема рынка субфедеральных облигаций. А через несколько лет, по прогнозам экспертов, этот показатель может увеличиться до 80–90% – конечно, при условии, что ситуация не изменится и Москва не окажется перед угрозой долгового кризиса. Однако вероятность подобного развития событий практически равна нулю.

Выходит, что столице находить средства путем размещения заимствований все же легче. А регионам остается лишь уповать на отмену ограничений Бюджетного кодекса, внесенных «на волне» финансового кризиса 1998 года. Они уже неоднократно обращались к правительству и Минфину с подобными предложениями. Однако госорганы с принятием такого «революционного» решения не торопятся, и их можно понять: ведь совокупный национальный внешний долг и без того продолжает расти благодаря активным заимствованиям частного сектора экономики. Если еще к компаниям присоединятся регионы, то долговая ситуация и вовсе может выйти из-под контроля. Вот и получается, что внешние займы привлечь не дают, а внутренние займы не пользуются спросом, и с каждым годом добывать деньги для регионов становится все более сложной задачей.


Опубликовано в номере «НИ» от 14 января 2004 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: