Главная / Газета 13 Января 2004 г. 00:00 / Экономика

Заброшены крупные сети

Стратегические иностранные инвесторы всерьез заинтересовались Россией

Юлия ЗУБАРЕВА

Вчера стало очевидно, что решение о присвоении России инвестиционного рейтинга не пропало даром: инвесторы решили не дожидаться результатов президентских выборов и один за другим стали заявлять о своем намерении вкладывать средства в нашу экономику. В числе пионеров оказались крупнейшая сеть американских супермаркетов Wal-Mart и японский автомобильный концерн Toyota Corp. Это явное свидетельство того, что Россия становится все привлекательнее для иностранных инвесторов.

Скоро россияне тоже смогут ходить за покупками в магазины сети Wal-Mart
Скоро россияне тоже смогут ходить за покупками в магазины сети Wal-Mart
shadow
Заявление руководства компании Wal-Mart Stores Inc. стало для российских властей еще одним новогодним подарком: ведь Wal-Mart – не только гордость американской экономики, но и крупнейшая в мире торговая сеть, чей ежегодный объем продаж превышает сказочную по российским меркам цифру в 200 млрд. долларов. Глава сети магазинов Wal-Mart Ли Скотт сообщил вчера, что рынки России и Индии созрели для активного развития розничной торговли, а Китай имеет потенциал догнать США в этой сфере экономики. И хотя слухи о возможном приходе крупнейшего в мире ритейлора в нашу страну появились давно, подтвердились они только вчера. Так что у российского правительства есть теперь все основания говорить о том, что его усилия не пропали даром: на протяжении полувековой своей истории Wal-Mart доказал, что не бросает денег на ветер и вкладывает их только в рынки, способные окупить все расходы на развертывание новых торговых сетей. Выходит, что Россия теперь входит в число таких «территорий больших прибылей».

По странному совпадению Wal-Mart стал не единственной крупной иностранной компанией, заявившей вчера о своем стремлении работать и зарабатывать в России. В понедельник стало известно о том, что «неуступчивый» японский автомобильный концерн Toyota также планирует развернуть производство на территории нашей страны. Правда, если приход Wal-Mart – дело ближайшего будущего, то с появлением у нас автомобилестроительного гиганта, похоже, придется повременить. Руководство Toyota дало понять, что оно будет организовывать совместные предприятия с российским участием только в том случае, если ежегодные продажи машин марки Toyota в России удвоятся и достигнут 50 тыс. в год. А это, по оценкам экспертов, произойдет только через несколько лет, пока же машины японского гиганта не по карману большинству россиян. Тем не менее Toyota, похоже, настроена оптимистично: по итогам 2003 года она выполнила и перевыполнила свои планы по реализации автомобилей в России, продав свыше 26,47 тыс. машин, а уже в текущем году концерн планирует увеличить продажи до 30 тыс. автомобилей. Так что заветной цифры продаж – 50 тыс. автомобилей – Toyota может достичь уже к 2007–2008 годам. Конечно, при условии, что экономический рост продолжится и доходы россиян будут расти.

Сбудутся ли планы Toyota, покажет время. А пока ясно одно: стратегические инвесторы решили не дожидаться итогов новой выборной гонки. На Западе, видимо, пришли к выводу о том, что в России больших потрясений в 2004 году не произойдет: нынешний глава государства будет переизбран на второй срок, а курс правительства практически не претерпит изменений. Не отпугивают больше инвесторов и события вокруг нефтяного гиганта ЮКОС, подвергшегося гонениям со стороны правоохранительных структур в 2003 году.

«В свете корпоративных скандалов на Западе дело ЮКОСа воспринимается инвесторами как похожее, но не из ряда вон выходящее. Это видно по реакции российского фондового рынка и самих иностранных инвесторов: если в третьем квартале прошлого года наблюдался отток капитала из страны, то уже в четвертом он сменился притоком. Инвесторов привлекает то, что доходы населения и потребительский спрос в России достигли того уровня, когда иностранным партнерам становится выгодным развивать собственный бизнес внутри страны. Темпы роста и специфика местных рынков показывают, что здесь можно делать прибыль и прибыль большую», – считает главный экономист ИБГ «НИКойл» Владимир Тихомиров. А медлить, по мнению экспертов, не стоит: ведь «лакомые кусочки», как обычно, разбираются очень быстро. И в России уже действуют крупные европейские торговые сети, такие, как Metro и АШАН, так что Wal-Mart будет нелегко отвоевывать у них покупателей. Скорее всего, нелегко придется и Toyota и тем крупным стратегическим инвесторам, которые решат прийти в Россию на волне инвестиционного бума.


Как приходили инвесторы ИКЕА
Первый магазин ИКЕА в России был открыт 22 марта 2000 года в Химках, в декабре 2001-го появился второй магазин – в Теплом Стане (Москва) и ровно через год третий – в Санкт-Петербурге. Сегодня с ней сотрудничают более 30 российских фабрик.

Ford
В августе 1997 года корпорация Ford стала первым иностранным производителем, основавшим в России дочернюю компанию – ООО «Форд Мотор компании». В июле 1999 года Ford подписал инвестиционное соглашение с правительством РФ о создании на базе существующих производственных мощностей Ленинградской области автозавода мирового класса. В 2002 году компания открыла свой первый завод по производству легковых автомобилей в России в городе Всеволожске. Первоначальные инвестиции в строительство завода составили 150 млн. долларов.

Citibank
ЗАО КБ «Ситибанк» – дочерний банк американской финансовой группы Citigroup – начало свою деятельность в России в 1993 году. По объему чистых активов на 1 октября 2003 года (52,3 млрд. руб.) занимало14-е место среди всех российских банков. С 2003 года банк начал работать с вкладами физических лиц в России.

Опубликовано в номере «НИ» от 13 января 2004 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: