Главная / Газета 17 Декабря 2003 г. 00:00 / Экономика

Сергей Степашин не хочет на обочину

Глава Счетной палаты опять отругал правительство

Каха КАХИАНИ

Вчера в Счетной палате состоялась научно-практическая конференция «Финансовый контроль и управление экономикой». С самого начала мероприятия стало ясно, что речь пойдет не столько о самой проблеме контроля, сколько о «разоблачении врагов». В число которых попали банки и регионы, «которые крутят бюджетные деньги», и правительство, «которое недорабатывает по целому ряду важнейших направлений».

Главный аудитор страны считает, что контролировать надо прежде всего кабинет министров.
Главный аудитор страны считает, что контролировать надо прежде всего кабинет министров.
shadow
Счетная палата (СП) давно пробует стать параллельным центром власти в российской системе управления. Но после того, как летом этого года инициативу у нее перехватила Генпрокуратура, все потуги СП оказались обречены на провал. И все же, несмотря на явные проколы в деле борьбы с олигархами (например, Счетная палата так и не смогла раскрутить дело «Сибнефти»), аудиторы по-прежнему пытаются периодически напоминать о себе. С этой целью вчера и была организована научная конференция по проблемам финансового контроля, куда были приглашены почти все представители исполнительных органов власти.

Тон конференции задала заместитель министра финансов РФ и глава Федерального казначейства Татьяна Нестеренко. Она обрушилась с гневной критикой на регионы, которые, по ее словам, не хотят переводить свои счета на обслуживание в Федеральное казначейство, как того требует Бюджетный кодекс. Вместо этого, как сообщила Татьяна Нестеренко, регионы предлагают создать местные казначейские системы и переводить деньги на обслуживание туда. «В этом случае мы получим 30 тысяч муниципальных казначейств, финансирование которых просто разорит бюджет», – заявила замминистра финансов. Бюджетные средства любого уровня, по ее словам, нужно обслуживать исключительно через систему Федерального казначейства, так как необходимо понять, кто и как расходует государственные деньги.

Сейчас же на этом участке сплошь и рядом царит настоящая финансовая вакханалия, а всевозможным злоупотреблениям «несть числа». Например, в настоящее время в коммерческих банках «зависает» до 40 млрд. рублей – это налоги, уплаченные предприятиями. Финансово-кредитные структуры предпочитают не отдавать их бюджету сразу, как это предписывает Бюджетный кодекс, а «крутить» деньги для решения своих личных проблем. «При таком раскладе получается следующее: налоги якобы уплачиваются, субсидии якобы выдаются, банк платит проценты по остаткам и, более того, кредитует бюджет. Более непрозрачную систему сложно себе представить», – подчеркнула замминистра. И попросила аудиторов поддержать требование Федерального казначейства прекратить подобный «беспредел».

Вслед за Нестеренко выступил первый заместитель директора НИИ укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре Владимир Логинов. К изумлению участников конференции, речь представителя прокуратуры практически не имела отношения к проблемам финансового контроля. Зато она была полна довольно резких выпадов в адрес госорганов и даже в адрес отдельных положений российской Конституции. Владимир Логинов заявил, что выдвижение кандидатов в президенты РФ на партийной основе – практика порочная по самой своей сути. Ведь партии, как подчеркнул представитель Генпрокуратуры, финансируются определенными бизнес-структурами, а значит, и кандидаты в президенты являются, мягко говоря, «заинтересованными лицами», которые в случае своего избрания неизбежно будут лоббировать интересы своих доноров. Поэтому, по его словам, необходимо, чтобы кандидат на пост высшего руководителя страны был «самовыдвиженцем» и не принадлежал к какой-либо политической партии.

Раскритиковав существующую в стране систему президентских выборов, Владимир Логинов обратился к другой, не менее популярной сейчас теме – анализу итогов приватизации в России. Выяснилось, что и здесь, по мнению представителя прокуратуры, далеко не все гладко: по словам Логинова, все последние годы государство, продавая свое имущество, забывало оценить нематериальные активы в виде научных, конструкторских и других разработок. То есть добро фактически шло за бесценок. Так, например, в октябре 2003 года Минимущество выдало разрешение на приватизацию одного оборонного НИИ, не оценив его интеллектуальные активы. При этом на запрос Генпрокуратуры, все ли в порядке, министерство ответило утвердительно. И Генпрокуратуре, по словам Логинова, пришлось обращаться к вице-премьеру Алешину, чтобы приостановить приватизацию НИИ. «Мы не призываем к пересмотру итогов приватизации, но государство должно учитывать свои интересы», – резюмировал Логинов.

После таких обличительных пассажей главе Счетной палаты Сергею Степашину оставалось только выступить в своем обычном амплуа беспощадного критика правительства. Что он и сделал: по словам руководителя СП, нынешний кабинет министров многое делает правильно, однако по целому ряду важнейших направлений правительство «недорабатывает». Например, по словам Сергея Степашина, всем хороша идея стабилизационного фонда, но только при ее реализации совсем не учитываются интересы отечественной промышленности. Ведь, чтобы пополнить стабфонд, из экономики будут изыматься дополнительные доходы. Такие меры, по словам Степашина, хороши для целей борьбы с инфляцией, но никак не способствуют росту экономики. Дополнительные доходы бюджета следовало бы пустить на массу полезных вещей, способствующих росту ВВП. Например, на программу развития лизинга или на поддержку наукоемких технологий, без чего Россия может остаться «на обочине цивилизации».


Опубликовано в номере «НИ» от 17 декабря 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: