Главная / Газета 24 Октября 2003 г. 00:00 / Экономика

Ни пяди земли

Не отдадут чиновники Москвы по федеральным ценам и в федеральный регистр

Федор МОРОЗОВ

С 1 ноября в РФ должна вступить в строй первая очередь Единой системы регистрации объектов недвижимости. Между тем у системы существует немало противников, и в первую очередь в столице.

Ожидается, что в ближайшие дни Белый дом одобрит предложения Минэкономразвития, сформулированные в поправках к Земельному кодексу. Тогда предприятия смогут выкупать участки в Москве по цене от 279,9 руб. до 7838,2 руб. за 1 кв. м, а стоимость аренды не будет превышать 13% цены выкупа плюс земельный налог. Московским чиновникам это грозит потерями доходов, которые первый заместитель Юрия Лужкова Олег Толкачев дипломатично назвал «потерями бюджетов»: сегодня «бюджеты» московских чиновников имеют, по мнению Толкачева, в 10 – 16 раз больше, чем предлагает ведомство Грефа. В письме, которое широко цитировалось в прессе, Толкачев приводит угрозы в адрес тех, кто рискнет требовать у Москвы землеотводы по низким федеральным ставкам: «Предполагаемые к осуществлению проекты не смогут быть реализованы вследствие отказа в присоединении к городским инженерным сетям и коммуникациям и по причине предъявляемых архитектурных и градостроительных требований».

За что же так бьется московское чиновничество? Основной автор Единой системы регистрации объектов недвижимости, первый заместитель председателя Госстроя РФ Николай Маслов полагает, что дело далеко не только в наполнении официального бюджета: новая система угрожает теневому рынку прав на недвижимость и землеотводы, который сложился по всей России и значительную долю которого дает Москва. До 1995 года в России всеми вопросами регистрации и учета недвижимости занимались бюро технической инвентаризации (БТИ). Однако неразбериха, свойственная периоду «дикой перестройки», получила законодательное подкрепление: с выходом закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» была создана многоуровневая система параллельного дублирования: в этой мутной воде задирать цены на жилье стало куда легче.

В пару к БТИ встала Федеральная служба земельного кадастра, которая «осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции по ведению учета расположенных на земельных участках объектов недвижимости». Кадастр раздал коммерческим структурам тысячи лицензий на выполнение тех или иных своих функций. А целью коммерческого предприятия, как известно, является получение прибыли, а значит, нужно постоянно менять правила и заставить людей ходить за их услугами. Но и это не все. Одну из функций БТИ передали Регистрационной палате, в чье ведение передали регистрацию прав на объекты недвижимости. Но у БТИ эту же функцию до конца не отняли: право регистрируется в палате, а сам объект – в БТИ.

В итоге все чиновники всех ведомств довольны и при кормушке. А население ходит по конторам и раскошеливается. Каждый, кто хоть раз заходил во все эти кадастры, прекрасно знает, что без взяток и блата там мало что делается. На оформление квартиры, дома (или хотя бы их перепланировки), дачного участка могут уходить месяцы и годы. Но если бы только это приводило к баснословному росту цен на жилье. «Разводка» на гораздо большие суммы ждет тех застройщиков и инвесторов, которые намерены получить землеотвод под жилищное строительство. Московские фирмы содержат целые департаменты, которые тем не менее тратят от года и более на оформление землеотводов и проектно-разрешительной документации. В итоге реальная себестоимость жилья в Москве составляет максимум 20–25% от его рыночной стоимости. Оставшаяся часть – это и есть плата населения тем самым паразитическим структурам. «Подход к решению проблемы, при котором кардинально сокращается число бюрократических структур на рынке недвижимости, – говорит Николай Маслов, – приведет к резкому сокращению финансовых и временных затрат при оформлении всех операций и видов сделок в этой сфере. Разработанные нами условия реализации инвестиционных проектов способны только в Москве дать поступления городскому бюджету 50 млрд. рублей. А это деньги на зарплату, пенсии и другие социальные нужды».

По мнению Маслова, необходима своеобразная система «единого окна». Это касается не только жителей, приходящих учитывать и зарегистрировать свою недвижимость, но в первую очередь – инвесторов и заказчиков-застройщиков. Исходно-разрешительную документацию, включая правоустанавливающие документы на землеотвод, должны готовить службы города. И уже после того, как на них поставлена последняя подпись государственной стороны, пакет выставляется на открытый конкурс, где его можно начать реализовывать в следующую минуту после покупки. Таким образом, надеется Маслов, можно минимизировать затраты по инвестиционному проекту на 30%. Но самое главное – эта схема позволит избежать чиновничьего произвола, снизить коррупцию, взятки.

Собственно говоря, внедряемая Единая система регистрации объектов недвижимости – только часть предложенной Масловым еще год назад «Концепции управления недвижимостью в Российской Федерации». Раздробленные восемь лет назад функции предполагается объединить, а управленческий аппарат – сократить. Однако, опасается Николай Маслов, введение в строй Единой системы регистрации объектов недвижимости может быть заторможено из-за позиции региональных олигархов, теряющих свои доходы: так, московское правительство в лице Толкачева уже озвучило свою позицию письменно: для борьбы с вредными для московского «бюджета» начинаниями у него, даже невзирая на выборы, есть все возможности: «…Надо иметь санкции всех городских служб, так что рычаги влияния у нас есть». В общем, как в «Бриллиантовой руке»: «Не будут брать – отключим газ».




Опубликовано в номере «НИ» от 24 октября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: