Главная / Газета 16 Октября 2003 г. 00:00 / Экономика

Комплексная стратегия

Готовится к рассмотрению проект документа, определяющего пути развития транспортной системы страны

Алексей МЕЛЬНИКОВ

Как известно, одна треть территории России относится к категории северных, что накладывает весьма своеобразный отпечаток на экономическую систему не только этих регионов, но и всей страны. С одной стороны, север – это нефтегазовая кладовая России, здесь сосредоточены те самые запасы полезных ископаемых, которые пока еще являются основным источником пополнения госбюджета. Поэтому развитие инфраструктуры в северных областях – задача, жизненно важная для страны. С другой стороны, в бюджете в обозримом будущем вряд ли найдется достаточно средств для того, чтобы «поднять» окраинные приполярные земли.

Пожалуй, важнейшей составляющей работы по освоению Севера является совершенствование транспортной сети. В этом году «северный завоз» в Якутии оказался под угрозой срыва из-за обмеления Лены. Ситуацию удалось нормализовать, однако сделать снабжение Республики Саха стабильным удастся лишь в результате строительства железной дороги Нерюнгри–Якутск. Ее начали прокладывать еще в 1985 году, но в 1991-м финансирование прекратилось. В 1997 году Якутия возобновила строительство своими силами, однако особых успехов достичь не удалось – в настоящее время готово меньше половины трассы. На завершение работ необходимо потратить около 30 млрд. руб. Сумма немалая, поэтому специалисты видят решение проблемы в консолидации усилий государства и частного бизнеса. Это частный пример, однако он как нельзя лучше отражает общую ситуацию на Российском Севере.

Вопросы привлечения внебюджетных ресурсов к крупным транспортным проектам, проблема соотношения роли государства и частных компаний в эксплуатации транспортной инфраструктуры проработаны Министерством транспорта в проекте «Стратегия развития транспортной системы России до 2025 года».

Развитие экономической системы страны, прирост ВВП невозможны без развития транспорта. Для России это особенно актуально и в связи с необходимостью обеспечения северных областей, и из-за существовавшего в советские времена крена в сторону развития железных дорог в ущерб автомобильному транспорту, и из-за мало реализованного до сих пор транзитного потенциала нашей евразийской державы.

Транспортная стратегия предусматривает развитие всех видов транспорта: железнодорожного, трубопроводного, морского, автомобильного, речного и воздушного. Предполагается, что государство передаст имеющиеся у него функции по перевозкам частным компаниям, а за собой сохранит вопросы планирования, обеспечения безопасности и контроля. Поэтому основными направлениями развития транспорта признано совершенствование инфраструктуры. На железной дороге – это наращивание пропускной способности наиболее напряженных участков стальных магистралей за счет электрификации и сооружения дополнительных путей, модернизация и строительство новых подходов к морским портам и припортовых станций. На реках необходимо реконструировать наиболее изношенные напорные гидросооружения для обеспечения безопасности эксплуатации внутренних водных путей.

В соответствии с транспортной стратегией предполагается совершенствовать индустрию морских портов и диверсифицировать ее в соответствии со сценариями развития торговли. Надо отметить, что перспективным направлением здесь являются перевалка контейнерных, наливных и сыпучих (уголь и удобрения) грузов. Кроме того, планируется достроить атомный ледокол «50 лет Победы» и начать разработки проектов атомных ледоколов нового поколения. Им предстоит работать на Северном морском пути, где после нескольких лет стагнации начинается наращивание объемов перевозок – в 2002 году они увеличились на 11%.

В автомобильной отрасли задачи более объемные. Прежде всего завершение формирования единой дорожной сети страны. Это весьма сложная проблема. На обширных северных территориях единая дорожная сеть до сих пор не сформирована.

В сфере воздушного транспорта приоритетной признана оптимизация количества международных и узловых аэропортов, а также техническая модернизация системы управления воздушным движением в соответствии с современными международными требованиями.

Надо отметить, что весьма важная особенность проекта транспортной стратегии России – это отказ от «отраслевого» принципа развития транспорта. Ведь в современных условиях для повышения уровня жизни граждан России и развития экономики страны требуется комплексный подход к совершенствованию инфраструктуры путей сообщения, интеграция преимуществ различных видов транспорта.




Опубликовано в номере «НИ» от 16 октября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: