Главная / Газета 14 Октября 2003 г. 00:00 / Экономика

Маловато будет

Счетная палата недовольна тем, как правительство считает доходы бюджета на 2004 год

Каха КАХИАНИ

Вчера заместитель председателя Счетной палаты Александр Семиколенных обвинил правительство в занижении прогноза бюджетных доходов в 2004 году. По его мнению, кабинет министров при расчете этого показателя исходит из слишком пессимистичного сценария развития экономики. Однако независимые аналитики с этим утверждением не согласны.

Зампред Счетной палаты Александр Семиколенных уличил кабинет министров в неумении считать.
Зампред Счетной палаты Александр Семиколенных уличил кабинет министров в неумении считать.
shadow
Вчера Счетная палата (СП) и комиссия Совета Федерации по взаимодействию с СП объединили усилия и обрушились на правительство с критикой. Как заявил зампред Счетной палаты Александр Семиколенных, по оценкам его ведомства, правительство занизило прогноз темпов экономического роста в 2004 году и, следовательно, сократило на бумаге предполагаемый объем ВВП на 81 млрд. рублей. Также, по оценкам Счетной палаты, в проекте бюджета на 2004 год поступления налогов занижены на 44 млрд. рублей. Сумма неналоговых доходов – не менее чем на 100 млрд. рублей. Таким образом, по подсчетам Счетной палаты, в общей сложности правительство занизило бюджетные доходы на 225 млрд. рублей.

Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой также была недовольна действиями кабинета. Правда, ее критика касалась не столько «скромности» в подсчете доходов, сколько «жадности» кабинета министров. Так, в решении комиссии, принятом по итогам обсуждения проекта бюджета на 2004 год, говорится о том, что повышение на треть заработной платы работникам бюджетной сферы в субъектах РФ с 1 октября этого года не сопровождалось предоставлением регионам дополнительных источников финансирования. По мнению членов комиссии, это может привести к тому, что региональным властям придется сокращать статьи своих бюджетов с тем, чтобы провести необходимые выплаты. В результате финансирование дорожного хозяйства, например, может быть «урезано» почти на 9%, что не лучшим образом скажется на состоянии дорог. И, вполне возможно, необходимые средства будут изыскиваться за счет отказа погашать долги энергетикам и газовикам. Что приведет к новым отключениям света и тепла в домах россиян.

Правительство, как и следовало ожидать, с подобной критикой не согласилось. По мнению министров, упреки в занижении бюджетных показателей не только необоснованны, но и надуманны. Более того, правительство считает, что «перегнуло» палку почти по всем макроэкономическим показателям – завысило прогнозы слишком сильно и по темпам роста ВВП, и по объемам налоговых платежей. Так, министр экономического развития и торговли Герман Греф недавно заявил о том, что проект бюджета на следующий год является «слишком оптимистичным». А вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин назвал главный финансовый документ «сбалансированным» и учитывающим все риски в случае падения цен на нефть. Сторону правительства занял и Международный валютный фонд (МВФ), чья миссия недавно работала в России. Эксперты фонда утверждают, что в следующем году из-за снижения цен на нефть рост ВВП ограничится 5%. То есть прогноз фонда совпадает с прогнозом правительства.

Что касается помощи центра регионам, то вчера Владимир Путин, встречаясь с членами правительства, заявил, что в этом году для поддержки регионов дополнительно будет выделено 20 млрд. рублей. Кроме того, по его словам, регионам выдадут дополнительно 7 млрд. рублей для погашения расходов, связанных со стихийными бедствиями, и 3 млрд. рублей будет предоставлено на лизинг сельхозтехники.

Независимые эксперты не видят ничего удивительного в том, что правительство и Счетная палата по-разному считают бюджетные доходы и объемы налоговых поступлений в 2004 году. Например, аналитик «Дойче банка» Тарась Бондарь сказал «Новым Известиям», что задача правительства сверстать максимально реалистичный бюджет, а задача аудиторов найти в любом документе изъяны. Отсюда и оценки разные. По словам Бондаря, правительству с политической точки зрения выгодно верстать бюджет в консервативном варианте по двум причинам. Во-первых, если бы бюджет верстался в оптимистичном варианте, а впоследствии эти надежды не оправдались, то расходы пришлось бы урезать. Это в свою очередь может спровоцировать недовольство в обществе, на что кабинет министров в предвыборные годы пойти не может. Во-вторых, дать точный прогноз по налоговым и неналоговым доходам бюджета и росту ВВП просто нереально, поэтому правительство их занижает. «Но лучше поступать так, чем раздувать расходы и потом секвестровать бюджет», – заявил Бондарь.

Леонид Богданов, руководитель бюджетного направления Центра фискальной политики, заявил «НИ», что правительство России поступает вполне профессионально. По его словам, лучший прогноз роста ВВП, а соответственно и доходов бюджета – это прогноз консервативный. И особенно сейчас, когда финансовое благополучие России весьма шатко. А экономист компании «Тройка-диалог» Антон Стручиневский в беседе с корреспондентом «НИ» заявил, что обвинять правительство в занижении бюджетных доходов не стоит. «Российский бюджет очень сильно зависит от колебаний цен на нефть, а какими они будут на следующий год, никто не знает», – сказал он.


Опубликовано в номере «НИ» от 14 октября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: