Главная / Газета 22 Сентября 2003 г. 00:00 / Экономика

Заплатит беднейший

Реформа ЖКХ ляжет дополнительным грузом на кошельки россиян

Владислав ДОЛГОВ

Госстрой на этой неделе внесет в правительство проект постановления «Об основах ценообразования в сфере ЖКХ». Документ позволяет местным властям включать в платежи за коммунальные услуги расходы на модернизацию «умирающих» предприятий ЖКХ. При этом авторы проекта хотят, чтобы затраты на реанимацию «коммуналки» были немедленно включены в местные бюджеты 2004 года.

shadow
Именно такое пожелание высказал, представляя проект постановления, начальник управления экономики ЖКХ Госстроя РФ Владимир Талалыкин. По его словам, сейчас «промедление смерти подобно»: состояние дел в российской коммунальной отрасли балансирует на грани полного краха. «Около 60% из 52 тысяч предприятий ЖКХ – потенциальные банкроты», – мрачно заявил он. А кредиторская и дебиторская задолженности в отраслевом балансе, по словам первого зампреда Госстроя Сергея Круглика, увеличились соответственно до 254 млрд. и 230 млрд. рублей. Госчиновники не питают иллюзий: в полном объеме эти долги «нереальны к взысканию». К тому же, по данным исследования АО «Российские коммунальные системы», износ основных фондов коммунальных предприятий составляет от 50 до 90%, и каждый год этот показатель возрастает в среднем на 5–7%.

Ситуацию усугубляет и наличие другой застарелой проблемы – неэффективное управление имуществом ЖКХ. По закону, оно принадлежит муниципальным властям, а местные чиновники зачастую наплевательски относятся к предприятиям отрасли. Что касается денег, полученных в качестве оплаты услуг ЖКХ, то они расходуются с вопиющей расточительностью. Так же, впрочем, как и государственные субсидии на модернизацию предприятий отрасли.

Все это и заставляет правительство спешить с модернизацией коммунального хозяйства. Однако госчиновники открыто признают, что бюджету в одиночку эту ношу не потянуть: ведь всего на реформу российского ЖКХ, по заключению экспертов, нужно порядка 100 млрд. долларов (или 3 трлн. рублей). Между тем общая сумма доходов бюджета в 2004 году запланирована на уровне 2,7 трлн. рублей. То есть реформа ЖКХ, если ее проводить всерьез и надолго, России не под силу.

Понимая это, госчиновники возлагают главную надежду на частных инвесторов. По их мнению, основания для оптимистичных прогнозов есть:

спрос на коммунальные услуги стабилен, а их объем измеряется суммой в 750 млрд. рублей (порядка 25 млрд. долларов) в год, именно столько составила в прошлом году стоимость произведенных в России коммунальных услуг. А за период с начала 2002 года и по июль 2003 года коммунальные тарифы выросли в среднем по России на 40%.

Однако сами по себе эти цифры явно не способны вскружить головы инвесторам. Им нужны прозрачность в вопросе установления тарифов, а также гарантии возврата вкладываемых средств. И еще – четкие инвестиционные программы, которых на данный момент в России нет. Плюс, конечно, высокий уровень отдачи инвестиций. Шагом навстречу этим справедливым пожеланиям, по замыслам чиновников Госстроя, и станет новое постановление о ценообразовании в ЖКХ. В соответствии с ним тариф можно будет устанавливать раз в год, а размер его записывать в местный бюджет. При этом регулирующие органы будут включать в состав цен и тарифов расходы, связанные с возвратом привлеченных средств и получением прибыли.

На вопрос «Новых Известий», не спровоцирует ли нормативный акт о ценообразовании в ЖКХ новый скачок тарифов на коммунальные услуги, Владимир Талалыкин ответил отрицательно. «Задача документа в том, чтобы устанавливать тарифы на основе экономически обоснованных затрат предприятий ЖКХ», – пояснил он. В этих затратах будет заложена и прибыль инвестора, которую чиновник Госстроя оценил «примерно в 10%». Так что по крайней мере на эту величину тарифы все же вырастут. Еще выше цены могут взвинтить органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления – ведь именно они, согласно проекту постановления, будут наделены полномочиями устанавливать тарифы.

Впрочем, как заявил «НИ» ведущий эксперт фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев, вряд ли они будут делать это накануне выборов.

В целом аналитик оценивает подготовленный Госстроем проект постановления весьма скептически: по его словам, документ никак не стимулирует предприятия ЖКХ снижать потери. Напротив, они будут искусственно увеличивать себестоимость производства услуг в надежде на всевозможные дотации из центра. Так что, скорее всего, ситуация в ЖКХ в ближайшее время радикально не улучшится. И население не ощутит на себе прелестей новой схемы регулирования тарифов.


Опубликовано в номере «НИ» от 22 сентября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: