Главная / Газета 17 Сентября 2003 г. 00:00 / Экономика

Слишком много опеки

Еврокомиссия упрекает российское правительство в чрезмерной поддержке экономики

Владислав ДОЛГОВ

В понедельник Еврокомиссия Европейского союза объявила о завершении исследований в области управления государственной помощью. Выводы, к которым она пришла, неутешительны: правительство России продолжает субсидировать предприятия и целые отрасли экономики, а законодательство страны никак не препятствует этому. Однако в самой Европе господдержка различных отраслей экономики находится на точно таком же уровне.

Все проекты Еврокомиссии (ЕК) реализуются в рамках программы технического содействия развивающимся странам (программа TACIS). Россия принимает техническую поддержку ЕК по двустороннему соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Одна из таких акций по обмену рыночным опытом в виде проекта «Антимонопольная политика и управление государственной помощью» и завершилась на днях. Глава делегации Еврокомиссии в Москве Ричард Райт резюмировал, что господдержка в России «имеет место быть». Правительство России устанавливает низкие внутренние цены на энергоресурсы, что, по мнению европейских экспертов, является одной из форм субсидирования российских предприятий. А еще Россия устанавливает высокие таможенные пошлины, что делает невыгодным ввоз в страну импортных товаров. По мнению Райта, это недопустимо, если учесть, что правительство страны считает вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) одной из главных своих целей.

Российские госчиновники отбивались от этих упреков как могли. Глава Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (МАП) Илья Южанов сообщил на пресс-конференции, что его ведомство подготовит поправки к закону «О конкуренции». Поправки будут регламентировать финансовую помощь из федерального бюджета отраслям хозяйства, предприятиям или регионам с тем, чтобы российские экспортеры не имели конкурентных преимуществ ни в России, ни в Европе. Стоит отметить, что МАП традиционно чутко реагирует на любую критику со стороны Еврокомиссии. Так, в 1999 году после завершения первого проекта ЕК в России в министерстве был разработан проект закона «О господдержке», где учитывались замечания комиссии. Однако он не дошел даже до Думы. По словам Ильи Южанова, «во всем было виновато» Министерство финансов, которое «зарезало» законопроект из страха перед неизбежным увеличением бюджетных расходов в случае его принятия. Так что будет ли принят закон о господдержке и когда он будет принят – не знает никто. А пока, по мнению Ричарда Райта, российское законодательство не мешает правительству поддерживать различные отрасли, что в корне противоречит законодательствам стран Европейского союза (ЕС).

Комментарии независимых экспертов по этому поводу сводятся к следующему: «на себя бы посмотрели». Дело в том, что и сам ЕС охотно прибегает к различным формам субсидирования экономики своих стран. Ярчайший пример – знаменитые аграрные субсидии, которые сохраняются до сих пор, несмотря на все попытки ВТО отменить их. Формой субсидирования можно считать и практику «выкупа» крупных фирм, стоящих на грани разорения. Так, например, в июне 2003 года французское правительство предоставило телекоммуникационному гиганту France-Telecom заем на сумму в 9 млрд. евро. А почти за год до этого, в сентябре 2002 года, британское правительство спасло от разорения British Energy, выдав компании кредит в размере 1,5 млрд. фунтов стерлингов. При этом правительства стран ЕС приводили в оправдание своих действий те же аргументы, которые приводит правительство России: поддержка крупных предприятий и отраслей экономики объяснялась необходимостью сохранения рабочих мест, угрозой возникновения социальных конфликтов и т.д. А также тем, что банкротство системообразующей компании отрасли может сработать как «эффект домино»: следом начнут разоряться мелкие компании. Что, по мнению правительств стран ЕС, вполне оправдывает нарушение законов либеральной экономики.

Правда, в адрес России традиционно выдвигается еще один упрек – то, что она устанавливает для российских предприятий низкие цены на энергоносители. Однако и в этом вопросе далеко не все эксперты поддерживают точку зрения Еврокомиссии. Главный экономист московского представительства Всемирного банка Кристоф Рюль, например, считает, что низкие цены на энергоносители – естественное конкурентное преимущество России. И отказываться от него при вступлении в ВТО было бы серьезной ошибкой. Тем более не стоит, испугавшись упреков со стороны ЕС, начинать срочно выравнивать внутренние и внешние цены на электроэнергию, подчеркивают эксперты.




Опубликовано в номере «НИ» от 17 сентября 2003 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: