Главная / Газета 27 Августа 2003 г. 00:00 / Экономика

Вот приехал барин

Михаил Касьянов в Перми решал судьбу Федерального центра двигателестроения

Каха КАХИАНИ, Пермь
Вчера премьер-министр Михаил Касьянов прилетел в Пермь для участия в закрытом совещании по вопросу создания Федерального центра двигателестроения (ФЦД). «Засекреченность» мероприятия объясняется просто – государство и крупные акционеры ведущих авиадвигательных компаний не могут договориться о распределении собственности в создаваемом центре. Вчера наметились пути разрешения этой проблемы, хотя планы правительства могут сорваться в любой момент.

Чудеса начались с самого начала визита. В Перми с самого утра лил проливной дождь, и небо прояснилось как раз в ту минуту, когда самолет с премьером приземлился в аэропорту. Так что никакие неблагоприятные погодные условия больше не мешали пермякам приветствовать главу правительства. Первым делом премьеру продемонстрировали новую взлетно-посадочную полосу длиной в 3200 метров. Каждый метр этой «золотой» полосы обошелся 4000 долларов, а всего бюджет потратил на нее 287 млн. руб.

Однако главной целью визита Михаила Касьянова в Пермь была вовсе не она. Российское правительство вот уже два года вынашивает идею создания единого центра по авиационным двигателям. Вариантов несколько. Первый – на базе ОАО «Пермские моторы». Второй – с участием ОАО «Рыбинские моторы». И третий – на базе обоих предприятий. Понятно, что у всех трех вариантов есть как противники, так и сторонники. Но вроде бы правительство со своими приоритетами в этой области определилось. Посетивший Пермь 18 июля этого года вице-премьер Борис Алешин озвучил позицию кабинета министров: планируется создать ФДЦ на базе пермских предприятий, и прежде всего головной компании «Пермских моторов». При этом будущим акционерам ФЦД было поставлено условие: блокирующий пакет акций центра (25%) должен остаться за государством. Обоснование простое: правительство в свое время понесло крупные затраты на разработку и создание современных авиационных двигателей. В частности, на создание ПС-90-А.

Но такая постановка вопроса не устраивает акционеров нескольких крупных пермских предприятий, среди которых «Пермские моторы», «Авиадвигатель» и «Протон – Пермские моторы». Добровольная передача собственности на безвозмездной основе пусть даже и в федеральный центр не входит в их планы. Как и в планы американской компании Pratt and Wihtney и Гута-банка, которые являются владельцами блокирующего пакета акций во всех трех вышеназванных компаниях. Но у правительства есть свои рычаги воздействия, и прежде всего так называемый административный ресурс (могут отобрать лицензию на производство двигателя, лишить госзаказа и т.д.). Поэтому шансов отстоять свои интересы у акционеров «Пермских моторов», «Авиадвигателя» и «Протона – Пермских моторов» практически нет никаких.

Кстати говоря, весьма интригующей выглядит история приобретения Гута-банком акций «Пермских моторов». До февраля этого года владельцем блокирующего пакета являлся «Интеррос» Владимира Потанина, который давно мечтал избавиться от них. Полгода назад это ему удалось: за 50 млн. долларов акции купила Государственная инвестиционная корпорация («Госинкор»). Причем эта сделка была осуществлена через несколько дней после того, как Владимир Путин подписал указ о ликвидации «Госинкора». А вообще корпорация называлась финансово-инвестиционной ассоциацией «Госинкор-Холдинг», в которую входят более 100 предприятий, центральное место среди которых занимает Гута-банк. Теперь он является акционером «Пермских моторов».

По замыслу правительства, создание ФДЦ будет проходить в два этапа. Первый предусматривает создание головной управляющей компании на базе пермских предприятий, занятых в авиастроении. При этом управляющая компания не будет владеть акциями этих компаний. Это, как заметил «Новым Известиям» в кулуарах один из руководителей «Пермских моторов», ставит УК в весьма щепетильное положение – без владения акциями управлять компаниями практически невозможно. Понимая это, правительство на втором этапе предусматривает передачу акций указанных предприятий. Это и есть тот самый «гордиев узел», который приехал разрубать Михаил Касьянов. Судя по вчерашнему заявлению, ему это удалось. Премьер-министр России сообщил, что решение о создании единого Федерального центра двигателестроения, наконец, принято, и, более того, новый холдинг планируется создать уже к концу текущего года. В него войдут 15–16 предприятий, а четыре из них будут «базовыми». Новый холдинг, скорее всего, будет называться «Пермская моторостроительная компания». «Будут объединены усилия всех акционеров «Пермских моторов», чтобы воссоздать единую компанию, единство управления на стадии проектирования, разработки и внедрения в серийное производство», – пояснил глава правительства.

Акционеры компаний, которые должны объединиться в рамках нового холдинга, явно приуныли после этих слов, и премьер поспешил их успокоить. «Государство не будет иметь контрольного пакета акций, в этом нет необходимости, и к этому мы не стремимся. Интересы иностранных акционеров также будут соблюдены», – заверил Михаил Касьянов. Однако это, судя по всему, оказалось «хорошей миной при плохой игре»: уже известно, что государство намерено оставить за собой блокирующий пакет акций. Поэтому вице-президент Pratt and Wihtney Томас Хайер не скрывал своего скептического отношения ко всему происходящему. «Мы еще посмотрим, что именно нам предложит правительство», – сказал он «Новым Известиям».

Опубликовано в номере «НИ» от 27 августа 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: