Главная / Газета 21 Августа 2003 г. 00:00 / Экономика

На безденежной переправе

Минтранс планирует принять программу ликвидации мостов-долгостроев

Владислав ДОЛГОВ
shadow
Вчера коллегия Министерства транспорта РФ обсудила проблему развития на территории России международных транспортных коридоров. Пятичасовая говорильня окончилась констатацией прискорбного факта: у государства нет денег на дорожное строительство. И в следующем году, как дал понять вице-премьер правительства Владимир Яковлев, госбюджет дорожников не поддержит. Зато Минтрансу поручат в кратчайшие сроки завершить строительство крупных мостов через Волгу и Ангару, превратившиеся в долгострои.

Про эти мосты Владимир Яковлев вспомнил под конец заседания, подводя итоги коллегии. Вице-премьер насчитал «восемь-девять» мостов, главные из которых через Волгу близ Саратова, Ульяновска, Кинешмы и Волгограда, а также в Сибири через Ангару и Иртыш (исчерпывающего списка представлено не было). Строго говоря, к основной теме заседания – международным транспортным коридорам – мостовые сооружения отношения не имеют. Они расположены на пути межрегиональных внутрироссийских транспортных коридоров. Но раз вице-премьер Яковлев, куратор отрасли в правительстве, сделал замечание, то надо действовать.

И мостам сразу повезло.

Руководитель госслужбы дорожного хозяйства («Росавтодор») в ранге первого замминистра транспорта РФ Игорь Слюняев сказал, что «некоторые мосты превратились в классический долгострой» и «по ним надо принимать решение на уровне правительства». Он не стал уточнять, какие именно объекты он имеет в виду, однако представитель «Росавтодора» пояснил «Новым Известиям», что речь идет прежде всего о мостах через Волгу. Это уникальный, самый длинный в России 12-километровый мост близ Саратова, 9-километровый мост близ Ульяновска и 7-километровый мост в Волгограде. Из девяти мостов в этом году будет сдан один – рядом с Кинешмой (тоже через Волгу). «Некоторые из этих и других мостовых сооружений с миллиардными бюджетами строятся уже с 1986 года», – возмутился Владимир Яковлев.

Долгострои отчасти объясняются перебоями с финансированием строительства этих объектов из федерального бюджета. Как известно, с начала 2003 года был упразднен Федеральный дорожный фонд и отменен налог на пользователей автодорог. Поэтому в текущем году федеральные расходы на дорожное хозяйство запланированы в размере 79 млрд. рублей, в 2001–2002 годах эта сумма составляла 140 млрд. рублей. По словам Игоря Слюняева, в проекте бюджета на 2004 год увеличения финансирования не предусматривается: «дорожникам» будет выделено 79 млрд. рублей. «В Минфине при составлении проекта затрат на дороги забыли учесть темпы роста инфляции», – подчеркнул он. А глава «Росавтодора» сказал «Новым Известиям», что такова сегодня в государстве целенаправленная бюджетная политика: сокращать процентные расходы, к числу которых относятся и расходы на строительство инфраструктурных объектов.

В результате у «Росавтодора» не остается иного выхода, кроме как привлекать средства западных инвесторов на развитие своих транспортных проектов. Однако правительство запрещает увеличивать кредиты на дорожные стройки. Получается замкнутый круг: бюджетных денег на совершенствование дорожной сети катастрофически не хватает, а кредиты, полученные по линии западных банков, правительство гарантировать не хочет. Наиболее ярким примером этого является ситуация, сложившаяся вокруг проекта моста в Волгограде.

Кредит на завершение этого проекта «Росавтодор» планировал получить по линии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Об этом на этой неделе сообщило одно из агентств со ссылкой на «Росавтодор». Якобы ЕБРР согласен выделить России в 2004 году кредит в размере 146 млн. долларов на завершение строительства моста в Волгограде.

Но, как сообщили «НИ» в представительстве ЕБРР в Москве, кредитного соглашения пока нет. По словам пресс-секретаря представительства ЕБРР Ричарда Уоллиса, «вопрос выделения кредита на проект моста через Волгу в Волгограде действительно принят к обсуждению, но о конкретных суммах и условиях ссуды говорить пока рано». Вместе с тем г-н Уоллис не стал отрицать общей заинтересованности европейского сообщества в транспортных проектах на территории России.

Подтверждением тому служит недавнее кредитное соглашение между правительством РФ (постановление от 28 июня) и ЕБРР о выделении кредита в 290 млн. долл. на ликвидацию разрыва на трассе «Амур» (Чита–Хабаровск) и завершение строительства автодорожного кольца вокруг Петербурга. С учетом прошлогоднего займа (229 млн. долл.) из того же источника объем заимствования увеличен до 519 млн. долларов.

Кроме того, как было сказано вчера на коллегии, Еврокомиссия в рамках программы ТАСИС выделит России грант в 2 млн. евро на строительство в Ленинградской области дороги длиной 2,9 км. Дорога пойдет от российского автомобильного пограничного пункта пропуска «Брусничное» до границы с Финляндией (населенный пункт Нуйямаа).

Однако денег, даже при наличии западных кредитов, ни на мосты, ни на дороги не хватает. Но на коллегии чиновники упомянули о проекте федеральной программы достройки тех самых крупных мостов, о которых говорил Яковлев. Как при денежном дефиците будет выкручиваться Минтранс, осталось неясным. Глава министерства Сергей Франк пообещал провести «второе чтение» вопроса, и никаких решений принято не было.


Опубликовано в номере «НИ» от 21 августа 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: