Главная / Газета 19 Августа 2003 г. 00:00 / Экономика

Бес платных дорог

Правительство ищет деньги под колесами машин, а находит их в наших карманах

Владислав ДОЛГОВ, Елена СУМКИНА (Псков), Илья ВОЙНОВ (Архангельск)
Трасса Москва–Ногинск будет выглядеть так же, как эта платная дорога во Франции?
Трасса Москва–Ногинск будет выглядеть так же, как эта платная дорога во Франции?
shadow
В будущем году начнется строительство первой платной дороги, которая свяжет МКАД с подмосковным Ногинском. Такое чрезвычайно смелое и знаковое заявление сделал на днях высокопоставленный чиновник «Мосавтодора». Смелое – потому что любые разговоры о введении платы за проезд до сих пор воспринимались в штыки. А знаковое – потому что оно рассекретило, наконец, заветную мечту федеральных и региональных властей. Мечту о платных автотрассах.

До сих пор все попытки узнать, существуют ли у правительства такие планы, заканчивались ничем. Тем не менее «Росавтодор» (подразделение Минтранса) все-таки вынужден был недавно признать, что в ближайшее время часть крупных автотрасс все-таки будет переведена на «платные рельсы». Дорога МКАД – Ногинск – только пробная ласточка. Игорь Слюняев, руководитель госслужбы дорожного хозяйства, заявил недавно о том, что первые федеральные дороги возникнут через год-два вокруг городов-«миллионников», то есть вокруг Москвы и Санкт-Петербурга. В московском регионе это Ярославское и Минское направления, а также объезд подмосковного Одинцова. Какова будет протяженность этих участков и сколько придется заплатить за проезд по ним, пока неизвестно.

А вот про трассу МКАД – Ногинск известно больше: она протянется на 80 км, проезд будет стоить 30 рублей. Само строительство дороги обойдется в 202 млн. долл., и деньги эти выделит некий безымянный инвестор. Уже подсчитано, что при таком уровне оплаты для возврата инвестиций потребуется не менее 15 лет. Новая дорога пойдет параллельно нынешнему Горьковскому шоссе, проезд по которому останется бесплатным.

Будут ли соблюдены все остальные правила введения платы за проезд, пока не ясно. Между тем, по существующему законодательству, строительство настоящей платной автотрассы должно сопровождаться соблюдением целого ряда условий. Бесплатная альтернатива – это только часть требований. Вдоль платной дороги должны быть установлены бетонные заграждения, шумопоглощающие щиты в тех местах, где расположены населенные пункты, обязательно должны быть построены придорожные сервисные точки, оборудованные автостоянки и пр. 202 млн. долларов на все это не хватит точно. На эти деньги можно будет положить только дорожное полотно. А значит, платной трасса МКАД – Ногинск будет считаться только потому, что здесь с водителей начнут собирать деньги.

Интересно, что примерно по такой же схеме (но в других, гораздо более скромных масштабах) рождаются все российские платные дороги. Впрочем, «все» это сильно сказано. До сих пор во всей России единственной платной дорогой официально считается часть трассы «Дон» (Москва – Новороссийск), которая идет в обход села Хлевное в Липецкой области. Протяженность платного участка невелика – всего 17,6 км. Несколько лет назад, когда «Росавтодором» руководил еще нынешний министр природных ресурсов Виталий Артюхов, плата за проезд была введена по крайней мере еще на нескольких автомобильных дорогах. Водителям надо было платить за въезд на путепровод над железной дорогой близ Саратова (2,4 км), за проезд по участку автодороги Воронеж – Тамбов на территории Воронежской области (16,0 км) и по участку автодороги «Крым» от МКАД до Серпухова в Московской области, а также за два участка на трассе «Дон» – вокруг города Задонск (Липецкая область) и от МКАД до подмосковной Каширы.

Но взимать деньги за проезд здесь как-то постепенно перестали. Кто-то говорит, что отыграть назад решила местная власть, но, по слухам, дело в этих регионах дошло до актов гражданского неповиновения. Народ просто начал ломать шлагбаумы и сносить будки с кассовыми аппаратами.

Тем не менее, как удалось узнать «Новым Известиям», в последние годы в различных регионах стали постепенно появляться платные участки дорог. Самое интересное, что в «Росавтодоре» об их существовании узнали от обозревателя «Новых Известий» и очень удивились. Сюрпризом стало наличие «дорог капитализма» еще в двух российских областях (Псковской и Архангельской). На Псковщине они появились в марте 2002 года. Постановлением администрации области таковыми были объявлены сразу четыре отрезка: трехкилометровый участок дороги в обход города Печоры, участок трассы Печоры – Старый Изборск – Палкино – Остров (19,32 км), участок на трассе Нестрино – Остров до границы с Латвией (62,11 км). Самой же крупной российской платной дорогой на сегодня можно считать кусок трассы Опочка – Полоцк (82,1 км) в той же Псковской области.

А самой маленькой платной дорожкой, как выяснили «Новые Известия», можно считать пущенный в эксплуатацию 28 июля мост в Архангельске. Это понтонный мост длиной 250 метров через речку Кузнечиху (рукав Северной Двины). Старый мост, который связывал промышленную зону «Соломбала» (один из заводских районов Архангельска) с самим городом, почти совсем развалился, и его пришлось закрыть на реконструкцию. Кровно заинтересованный в переправе Соломбальский ЦБК вынужден был купить и установить понтон за свой счет.

Цена, которую надо платить за проезд по всем этим участкам, очень разная. Например, чтобы проехать по мосту через Кузнечиху, водители грузовиков выкладывают 250 рублей, легковушек – 30 рублей. При этом по старому мосту, на котором одновременно идет ремонт опор, продолжает ходить общественный транспорт – сногсшибательная альтернатива безопасному, но платному понтону.

Примерно такая же схема оплаты в Псковской области. Водители легковых авто за проезд по этим отрезкам платят от 100 до 200 рублей, микроавтобусов, автобусов и грузовиков – от 150 до 700 рублей. А проехать вокруг села Хлевное и вовсе можно в среднем за 20 рублей.

Соответственно и доходы от использования платных автотрасс невелики. В Псковской области за первые полгода 2003 года платные дороги принесли 19 млн. рублей. Все эти средства направлены на ремонт, содержание и реконструкцию этих же трасс. Прибыли с участков, которые волевым решением объявляют платными и у въезда на которые просто ставят шлагбаум и будку с кассой, нет никакой. То есть все 240 километров российских «трасс капитализма» существуют сегодня с нулевой рентабельностью. Более того, сам смысл перевода многих российских дорог и дорожек на платную основу, не ясен. Например, как рассказал «Новым Известиям» глава Печорского района Псковской области Александр Рогов, после того как власти региона объявили объездную дорогу вокруг города Печоры платной, езда по ней принципиально лучше не стала. По словам Рогова, сразу после этого там произошло несколько крупных аварий, часть – со смертельным исходом. «Мы просили областные власти: поставьте там хотя бы освещение, не говоря уж о тротуарных дорожках для пешеходов. Но все остается по-прежнему», – сказал глава администрации.

Понятно, что рано или поздно ситуация начала бы меняться. Судя по заявлению властей Подмосковья, желающих поднять деньги, которые лежат под ногами (точнее, под колесами машин), сегодня достаточно. Трасса МКАД–Ногинск только первая ласточка. Немодная и опасная тема платных дорог скоро станет очень популярной. Даже можно точно сказать, когда именно в правительство вселится бес платных дорог – сразу после выборов 2004 года.

Как это делается в Европе.

В развитых странах плату взимают лишь за проезд по скоростным автомагистралям. Во Франции, Италии и Испании действует покилометровая система оплаты. Тариф для легковых машин - примерно $0,07 за километр (разумеется, в местной валюте). Автомагистрали вблизи крупных городов бесплатны, а все развязки платных дорог устроены так, что въехать на трассу или покинуть ее, минуя контрольно-пропускной пункт, невозможно. Последний представляет собой расширенный участок дороги со множеством турникетов, часть из которых - для легковых машин, часть - для грузовиков, а остальные - для проезда по специальным картам. Въезд на платную дорогу занимает 10-15 секунд - водитель через окно нажимает на кнопку, автомат выдает магнитный билет и шлагбаум поднимается. Чуть дольше - на выезде: кассир считывает с билета пройденное расстояние, принимает деньги и дает сдачу.

Более удобен годовой сбор за пользование автомагистралями, принятый в Чехии, Словакии и Швейцарии: заплатив один раз, соответственно, 400 чешских крон ($15), 200 словацких крон ($7) или 40 швейцарских франков ($30), можно ездить по всей стране сколько угодно. Подтверждением оплаты служит этикетка, наклеенная изнутри на ветровое стекло машины (см. фото), которую можно купить в пункте обмена валют на границе

Самая совершенная система оплаты - в Австрии. Там продают наклейки даже десятидневного срока действия - экономия для туристов налицо. Обойтись без наклейки в Чехии и Словакии, в принципе, можно. Автомагистралей там мало, и если ваш путь лежит по узким шоссе, полиция за отсутствие стикера не оштрафует. В Швейцарии и Австрии, карты которых изрезаны толстыми венами автобанов, проложить обходной маршрут практически невозможно, да и не нужно - ползать на второй передаче по горным серпантинам, рискуя перегреть мотор, - себе дороже.


Опубликовано в номере «НИ» от 19 августа 2003 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: