Главная / Газета 14 Августа 2003 г. 00:00 / Экономика

Сопротивление бесполезно

Минфин пока отстоял свой проект бюджета на 2004 год

Каха КАХИАНИ
Вчера трехсторонняя комиссия с участием правительства, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации обсудила бюджет-2004. Депутаты традиционно просили денег, а Минфин изо всех сил противился напору. Но на этот раз, в отличие от прошлых лет, встреча прошла на редкость спокойно. Кажется, депутаты и сенаторы поняли, что судьба бюджета уже решена в других кабинетах, поэтому сопротивление бесполезно.

Заседание комиссии началось с получасовым опозданием. Опаздывал председатель комиссии, вице-премьер Алексей Кудрин. Между тем депутаты и министры, воспользовавшись незапланированным перерывом, стали обсуждали свои проблемы. Геннадий Райков, председатель группы «Народный депутат», и Михаил Лапшин, лидер Аграрной партии, о чем-то напряженно перешептывались. А министр труда и социального развития Александр Починок, подойдя к верхней трибуне Овального зала Белого дома, в котором и проходило заседание, во всеуслышание заявил региональным депутатам: «У мэра вашего Ижевска зарплата в три раза больше, чем у федеральных министров. Разберитесь сначала с ним, а потом требуйте денег у федерального центра».

Но тут подоспел Кудрин. Поблагодарив депутатов и членов Совета Федерации за то, что они прервали отпуск ради бюджетного процесса, вице-премьер предоставил слово первому заместителю министра экономического развития и торговли Ивану Матерову. Ему предстояло повторить свой доклад, с которым он в минувший понедельник выступал в Совете Федерации. Минэкономразвития, по словам Матерова, пересмотрело свой прогноз цен на нефть и газ во втором полугодии. «Черное золото» подорожает на 1 доллар – с 25 до 26 долларов, а газ с 95,7 за 1000 кубометров – до 104 долларов. Отсюда и более радужные прогнозы по росту ВВП на этот год – 5,9 процента вместо 5,4. Но в будущем году такая благоприятная конъюнктура вряд ли сохранится. Поэтому в 2004 году рост ВВП пришлось ограничить 5,2 процента. Курс же рубля по отношению к доллару составит в этом году 31,9 рубля, а в следующем – 31,3 рубля.

Закончив свою речь, Матеров попросил задавать ему вопросы. На замминистра обрушился Ефим Кемпельман, представитель Ямало-Ненецкого автономного округа. «То, чем вы занимаетесь, иначе как гаданием не назовешь, – заявил он. – Вот Минэкономразвития два года говорило нам, что рыбные аукционы это хорошо, а теперь, когда российские рыбаки почти разорились, их отменили. То же самое можно сказать о налоге на добычу полезных ископаемых. Нефтяным регионам хоть какую-то часть из этих средств оставляют, а газодобывающим нет. То есть федеральное правительство исключает некоторые регионы из числа своих партнеров. А какой прогноз можно строить без учета нашего мнения?».

На такую тираду в свой адрес Матеров ответа не нашел. Но тут слово взял Кудрин, чем явно выручил коллегу.

– Ефим Львович, мы за то, чтобы вести с регионами равноправный диалог, но природные ресурсы не являются заслугой какого-то одного региона. Возьмите тот же Ханты-Мансийск. Там уровень доходов населения в несколько раз выше среднероссийского. Разница между регионами должна быть, но не в разы же? – ответил Кемпельману Кудрин.

Докладывать по второму вопросу – о самом проекте бюджета на следующий год – вышла «тяжелая артиллерия» Минфина – первый замминистра финансов Татьяна Голикова. Именно она отвечает в Минфине за подготовку бюджета. Замминистра начала монотонно объяснять членам комиссии приоритеты бюджета, не раз озвученные до этого. Это создание стабилизационного фонда (страховка на случай обвала цен на нефть), сбалансированность бюджетов всех уровней, налоговая реформа и приоритетное выделение средств в следующем году на оборону, науку и социалку. При этом, по словам Голиковой, федеральное правительство пошло регионам навстречу. Например, региональные бюджеты без учета помощи федерального центра сведены с дефицитом 90 млрд. рублей. Но центр направляет регионам дотации на 360 млрд. рублей, что спасает ситуацию. Такая же картина складывается и по налогу с продаж. Выпадающие доходы регионов составили бы в 2004 году 61,9 млрд. рублей, федеральный же бюджет компенсирует намного больше – 70 млрд. рублей. Закончив речь, Татьяна Голикова приготовилась отражать атаку депутатов. Первым нарушил тишину один из депутатов Госдумы, которого заинтересовал вопрос о необеспеченных бюджетных мандатах (законы приняты, но нет денег на их исполнение). Таковых, как известно, насчитывается на сумму 2 трлн. рублей.

– Вы задали важный вопрос,– сказал Кудрин.– Его недавно задавал и президент. Правительство не виновато в том, что регионы принимают популистские решения, на которые денег в региональных бюджетах нет. Так что этот вопрос адресован не нам, – с довольным видом заметил он.

Неожиданно Валерий Горегляд, зампредседателя Совета Федерации, перевел тему в другую плоскость, чем выручил обе стороны. Он поинтересовался у Голиковой о стабилизационном фонде, а точнее, в какие инструменты собирается размещать правительство его накопления.

– Только в высоколиквидные иностранные ценные бумаги, – оживившись, ответила первый заместитель министра.

Было ясно, что депутаты и сенаторы готовы терзать членов правительства до бесконечности. Кудрин пообещал часть предложений рассмотреть на следующем заседании комиссии. А потом попросил депутатов одобрить представленный Минфином проект бюджета, что и было сделано.



Первый замминистра финансов Сергей Вязалов – «Новым Известиям»:

– Сегодня некоторые представители регионов и депутаты говорили о несбалансированности бюджета. Правительство же утверждает обратное. Почему такое расхождение?

– На самом деле вопрос, который сегодня обсуждался, поднимался дважды. Если посчитать региональные бюджеты так же, как считается федеральный, то излишков там найдется на 200 млрд. рублей. В региональных бюджетах есть дополнительные издержки. Мы не будем обсуждать сейчас, правильные они или неправильные. Поэтому каждый субъект должен сам посмотреть, может он платить повышенную зарплату, как платят их некоторые регионы (например, Якутия), или нет, а потом уже обращаться за помощью в правительство. Отсюда и все разговоры о несбалансированности бюджета.

– Депутаты и представители СФ много говорили о повышении зарплат в 2004 году…

– Если мы примем такое решение, то это дополнительным бременем ляжет на региональные бюджеты, так как с 2005 года выплата зарплат переходит исключительно в их компетенцию. Тогда вопрос придется ставить по-другому: а смогут ли субъекты РФ выдержать такую нагрузку. Починок этим вопросом занимался, когда Минтруда пытался внедрить новую систему оплаты для бюджетников. Но они тогда посчитали это решение преждевременным. Я лично не против повышения зарплаты учителям и врачам, но им надо давать реальные обещания.


Опубликовано в номере «НИ» от 14 августа 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: