Главная / Москва / 25 Января 2016 г.

Почему Серов?

Сергей СОЛОВЬЕВ
shadow
Всю прошлую неделю в топах новостей уверенно держалась Третьяковка. Ее здание на Крымском Валу штурмовали толпы страждущих попасть на выставку Валентина Серова и увидеть, наконец, «Девочку с персиками» с «Идой Рубинштейн». Репортажи с места событий напоминали сводки с фронта: выломали дверь, охрана не справляется с наседающей публикой, люди стоят по четыре часа на морозе, развернута полевая кухня, усилены наряды милиции, дежурит «скорая помощь», работа музея продлена до 23.00, директор ГТГ выдает сотрудникам личные деньги на оплату такси… Под нажимом общественности и по согласованию с Министерством культуры выставку продлевали несколько раз (она должна была закрыться 17 января).

Вот тут и возникает главный вопрос, ответ на который ищут профессионалы и пользователи социальных сетей: почему Серов? Что в нем такого, что заставляет людей часами ждать входа в музей? В конце концов, не «Джоконду» привезли. Отчего выставка вполне себе классического художника, чьи главные работы висят на виду в Третьяковке и Русском музее, бьет все рекорды посещаемости? Чуть ли не полмиллиона человек – такого ни одной нашей выставке не снилось (еще недавно 30 тысяч для ГТГ считалось немыслимым успехом). Ведь были же в этих залах и Левитан, и Коровин, и Нестеров – серовские современники и соратники, но они не вызвали никакого ажиотажа. А тут прямо-таки двери ломают. По масштабам психоза все происходящее сравнимо с недавними гастролями пояса Богоматери в храме Христа Спасителя. Иные циники даже шутят, что в залах ГТГ надо разрешить прикладываться к рамам и лобызать портреты.

Вопрос, впрочем, остается. Чем Серов так зацепил нашу публику? Наверное, тем, что писал портреты сиятельных персон. И сегодня, в эпоху селфи и аристократического ренессанса, это искусство ценится как никакое другое. Помнится, в начале лужковского правления на той же ностальгии по царско-благородным временам всплыл Александр Шилов, отхватив себе огромный музей и солидную порцию народной любви. Но это объяснение слишком логичное, чтобы быть правдой. Здесь же сошлись вещи скорее мистического порядка. Перечислю в порядке собственного понимания: 1) возвратившиеся после праздников граждане обнаружили, что 17 января выставка закончится, а значит, надо срочно пополнять духовный багаж; 2) в Москве больше нет столь же крупных и общедоступных мероприятий (Пушкинский музей, увы, ничего сопоставимого по масштабам не сделал); 3) приход Владимира Путина и прямые эфиры Первого канала еще никого не оставляли равнодушным; 4) выставка реально неплохо сделана в расчете на широкую аудиторию – дизайнер экспозиции Геннадий Синев отлично обыграл великосветский лоск серовских портретов. Но все эти аргументы, понятно, слишком скоропалительны. Нам еще предстоит серьезно осмыслить «эффект Серова»: тот самый баланс классики и актуального тренда, который вызывает массовый приход граждан в храмы искусства.

Когда писалась эта колонка, информационные агентства срочным путем распространили благую весть – выставка продлена еще на неделю. Несколько картин пришлось отправить за рубеж (кончилось время контракта), но основной массив лишние семь дней будет радовать глаза посетителей ГТГ. Собственно, Серов ведет себя почти как доллар: он дорожает вне зависимости от нефтяных котировок, его многие хотят, но не все могут себе позволить, все логичные объяснения на уровне экспертов не действуют. Есть еще мнение, что Серовым наши граждане гасят экономический стресс.

Как видите, автор этой колонки, называемый арт-обозревателем «НИ», тоже немало растерян. На своем веку я видел много хитовых выставок, где километровые очереди вполне объяснимы – последние случались в Пушкинском, куда привозили редкие полотна Дали или Караваджо. Но так, чтобы при посещении выставки русского живописца, чьи основные вещи спокойно висят в экспозициях наших музеев, выламывали двери – это я отказываюсь понимать. Но, видимо, в том и состоит волшебная сила искусства, что она часто бывает за гранью понимания.

Автор – арт-обозреватель «НИ»

Опубликовано в номере «НИ» от 25 января 2016 г.


Актуально


Смотрите также

Плюс три месяца за экстремизм

Мосгорсуд снова продлил срок ареста журналисту РБК

ЧП в московском метро

Человек упал на рельсы на станции «Октябрьское поле»

«Действовали в составе организованной группы»

Высокопоставленным чинам Следственного комитета столицы предъявили обвинение во взятке

Собачьи сердца

В столичных приютах для животных нашли более 50 нарушений

Без тормозов

Автобус врезался в остановку у станции метро «Речной вокзал» в Москве

Опять «Девятый вал»?

В столице откроется выставка Айвазовского

Трамвай сошел с маршрута

В результате аварии на востоке Москвы пострадали трое

Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: