Главная / Газета 16 Декабря 2015 г. 00:00 / Культура

Детки в клетке

Музей Анатолия Зверева представил второй выставочный проект

Сергей Соловьев

Выставка со сложносочиненным названием «Волшебная клетка. А не пойти ли нам в зоопарк?» показывает анималистику Анатолия Зверева, виртуозные зарисовки птиц и зверей, которые создавались в 1950–1960-е годы. После грандиозного проекта, связанного с биографией и портретным творчеством художника, новый музей решил сделать легкую и в чем-то даже легкомысленную экспозицию, рассчитанную на семейный просмотр. Впрочем, это не отменяет ни новаторства зверевских рисунков, ни серьезности самой темы.

shadow
Великий коллекционер авангарда Георгий Костаки искренне считал анималистику Зверева едва ли не высшим достижением своего протеже. В 1950–1960-е годы – в период «бури и натиска» – зверевские эскизы в зоопарке оказались столь смелы и виртуозны, что сулили рождение если не нового направления, то совершенно нового типа художника. Этот художник чувствителен, тонок, поэтичен. Полная противоположность основательному академисту и выспреннему соцреалисту.

В том, что показ животных и птиц следует в Музее АЗ сразу за выставкой зверевских портретов, есть своя глубокая логика. Анималистику Анатолия Зверева отличает та же спонтанность, недосказанность и эмоциональность, которыми прославлены его портреты. Этюды со львами, слонами и пеликанами стали зверевской территорией свободы, его изводом нонконформизма. Примерно на тот же путь избавления от штампов «на природе» несколькими годами спустя прошел лучший друг и соратник Зверева Дмитрий Плавинский, обратившись к внимательному разглядыванию листьев и соцветий. Сейчас «Книгу Трав» Плавинского (1963) показывают на замечательной выставке в Пушкинском музее. Так что у нас есть уникальная возможность увидеть, как происходило рождение неофициального искусства на обочине жанров. Ведь какой может быть госзаказ и идеология в клетке с туканом или в вольере с грифами? Вместо того чтобы биться об стену, скрывающую советские кущи, Зверев и Плавинский культивировали свой райский сад.

Впрочем, всем, кто придет в Музей АЗ, надо помнить, что здесь Зверева видят не в его ХХ, но уже в XXI столетии. Поэтому арт-куратор Полина Лобачевская решила устроить диалог зверевской графики с творениями современных художников и экранными мультимедиа. Более того, адресат конкретно этой выставки совсем не галерейный завсегдатай или ценитель нонконформизма. Она предназначена для детского, игрового восприятия. Зверевские рисунки здесь – это повод для праздника, куда вовлекаются объекты Кати Филипповой, дуэта Политов–Белова и даже 3D-анимация на одном из этажей.

shadow Как на всяком карнавале, серьезные идеи отошли на задний план: произведения современных художников, как их ни крути, смотрятся чисто дизайнерскими репликами оригинальных рисунков, а графика Зверева – призывом к школьному мастер-классу.

Вдумчивый посетитель, конечно, может прочертить свои ассоциации с русским авангардом, с Хлебниковым и Заболоцким, очеловечившими животный мир («я вижу конские свободы и равноправие коров»), с эмблемами и знаками Пикассо, со всеми перипетиями жанра в конце ХХ века. Зверев в своих «лошадиных, кошачьих, тигриных» циклах подобно художнику Ренессанса заново настраивал визуальную оптику (и здесь уже количество исторических параллелей просто зашкаливает). В том и сила зверевской графики – ее можно развернуть в любую сторону. И даже тогда, когда ее готово захлестнуть новогоднее шоу, она выдерживает натиск и доказывает, что музеи создаются для подлинных, неодномерных вещей.

Опубликовано в номере «НИ» от 16 декабря 2015 г.


Актуально


Смотрите также

Идет на рекорд

Бейонсе номинирована на 11 премий MTV Video Music Awards

«Разрешить конструктивным образом»

Власти Пермского края и худрук «Театра-Театра» пытаются договориться друг с другом

Умолк голос голливудской классики

В США скончалась певица Марни Никсон

Создатель фестиваля KUBANA Илья Островский

«Я устал решать межгалактические проблемы»

Певица Гагарина побежит в олимпийской эстафете

Задача - поддержать российских спортсменов на грядущих играх

Вуди Аллен в цифрах

«Светская жизнь» собрала больше денег, чем «Полночь в Париже» или «Вики Кристина Барселона»

Бро пошел по пути Брута

Фанат напал на своего кумира - Джастина Тимберлейка

Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: