Главная / Газета 12 Ноября 2015 г. 00:00 / Культура

Образцы для Образцовой

В Большом театре спели в честь великой оперной дивы

Майя Крылова

На исторической сцене Большого театра состоялся второй «Оперный бал Елены Образцовой». На праздник съехались звезды мировой оперы.

Второй «Бал Образцовой» прошел уже без нее.
Второй «Бал Образцовой» прошел уже без нее.
shadow
В прошлом сезоне бал проводили еще при жизни Елены Васильевны – в честь ее 75-летия. Виновница торжества была довольна концертом мировых звезд оперы и сразу предложила повторить бал через год. Успех того концерта и впрямь велик: директор Фонда Образцовой Наталья Игнатенко со смешанным чувством негодования и удовлетворения рассказывала, что пиратские диски продавались по всему миру. Никто и думать не мог, что нынешний вечер пройдет без Образцовой и станет мемориальным.

Слово «бал» в названии осталось: так организаторы подчеркивают особую торжественность вечера. А заимствованная из балета «Марко Спада» декорация – перспектива громадного зала в старинном дворце – еще усилила настроение. Как и вступительный рассказ о том, что Образцова пришла в Большой театр в 1963 году и прослужила в нем 51 год.

Впрочем, торжественность соблюдалась не всегда. Ведь Елена Васильевна, как вспоминали на пресс-конференции хорошо знавшие певицу люди (Николай Цискаридзе и другие), была дамой не чопорной, а смешливой, обожала анекдоты. В концерт, наполненный трагическими, драматическими и лирическими ариями, попал балетный юмор – фрагмент «Тщетной предосторожности», в котором мужчина традиционно исполняет женскую роль. Цискаридзе обулся в сабо, завязал на подбородке ленты громадного чепчика и, кокетливо размахивая клетчатой юбкой, «отжег» танец пожилой вдовы.

По настроению это был почти эстрадный номер, сделанный из фрагмента английского балета. Публика смеялась. А вот как реагировать на выступление виолончелиста Болеслава Струлева, было непонятно (Струлев – давний друг Образцовой, с ней выступавший). Не каждый день услышишь, как арию Ленского «Куда, куда вы удалились...» лишают слов, а музыку исполняют – виолончельным соло, разумеется, под аккомпанемент оркестра.

Оркестр «Новой оперы» и хор «Геликон-оперы» помогали певцам раскрепоститься. Дирижер Ян Латам-Кениг рассказывал, что впервые услышал Образцову в Вене, где учился музыке, и именно тогда захотел стать оперным дирижером. Несомненно, это решение пошло на благо искусству, потому что Кениг на концерте показал высший класс именно как оперный дирижер: музыку представлял изысканно, при этом никого не заглушал. Наоборот, помогал певцам всемерно, хотя сами исполнители иногда ставили Кенига в сложное положение. Как, например, монгольский баритон Ауринбаатар Ганбаатар, обладатель красивого и мощного голоса, владелец Гран-при последнего конкурса Чайковского, но, как писала о нем критика именно после конкурса, с «младенческой выучкой».

Многие из участников были близко знакомы с Образцовой и (или) выступали вместе с ней. Это Маквала Касрашвили, спевшая арию Тоски из одноименной оперы Пуччини, и Зураб Соткилава, который сперва вышел на сцену с трагическом эпизодом смерти вердиевского Отелло, а потом – вне официальной программы – добавил к концерту грузинскую песню, пояснив, что ее «очень любила Леночка».

Для некоторых звезд мировой оперы (как, кстати, было и на прошлогоднем концерте) участие в «Оперном бале» – дебют в Большом театре. Так произошло с Ольгой Бородиной, которая давно покорила лучшие оперные дома планеты Далилой из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила», но только теперь спела арию библейской обольстительницы в ГАБТе.

Было много минут беспримесной оперной радости. Когда Асмик Григорян, похожая на неоперившегося подростка, предстала Русалкой из «Русалки» Дворжака. Когда Екатерина Сюрина нежнейше спела арию героини из оперы Шарпантье «Луиза», а потом вместе с Екатериной Семенчук отдалась венецианской неге в баркароле из оффенбаховских «Сказок Гофмана». Когда Василий Ладюк блистал мужественным вокалом во фрагменте из «Фаворитки» Доницетти. Когда Ирина Лунгу с тем же Ладюком поразили в дуэте из «Таис» Массне безупречным приливом запоздалой мужской любви и женского религиозного порыва...

Финал концерта – почти символический – скрепил союз серьезности и веселья. Знаменитая Анджела Георгиу (которая, по ее словам, в детстве любила слушать Образцову) спела любовный дуэт из «Богемы» со сладкоголосым Дмитрием Корчаком. Звучно отпуская в зал по-французски пропетое слово «любовь», пара закрепила успех крепким сценическим поцелуем. И полонез из «Бориса Годунова», под который участники раскланивались, прошел при еще большем воодушевлении публики.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 ноября 2015 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: