Главная / Газета 14 Мая 2014 г. 00:00 / Культура

Парад каннских ветеранов

С 14 по 25 мая во Франции пройдет 67-й Международный кинофестиваль

Евгения Тирдатова, Канны

Сегодня французской картиной «Принцесса Монако» Оливье Даана открывается 67-й Каннский кинофестиваль, фильмы конкурсной программы которого представляют собой настоящий парад ветеранов главного мирового киносмотра.

Подготовка к открытию 67–го Каннского кинофестиваля.<br>Фото: EPA
Подготовка к открытию 67–го Каннского кинофестиваля.
Фото: EPA
shadow
Пробиться сквозь мощный заслон каннской элиты на этот раз не удалось почти никому. Похоже, что только двоим – американцу Беннетту Миллеру с фильмом «Охотник на лис» и аргентинцу Дамиану Шифрону с картиной «Дикие истории». Все остальные – это в основном многократные номинанты на Золотую пальмовую ветвь или ее лауреаты, которые как раз успели со своими новыми картинами к очередному Каннскому фестивалю.

Кен Лоуч – с фильмом «Зал Джимми», рассказывающим о политическом активисте Джимми Грэлтоне, депортированном из Ирландии в 1930-е годы. Братья Дарденны – с социальной драмой «Два дня, одна ночь» с Марион Котийяр в роли служащей, которая всеми силами пытается с помощью мужа (Оливье Гурме) сохранить свое рабочее место. Отец французской «новой волны» Жан-Люк Годар – с размышлениями на тему некоммуникабельности людей в современном мире («Слова, прощайте!»).

Не впервые будут подниматься по Каннской лестнице турок Нури Бильге Джейлан («Зимняя спячка») и мавританец Абдеррахман Сиссако, бывший вгиковец («Тимбукту»)…

Россию в конкурсе представляет драма Андрея Звягинцева «Левиафан» с Алексеем Серебряковым в главной роли. В картине снимались также Владимир Вдовиченков и Елена Лядова. Библейские мотивы послужили здесь основой для современной истории о человеке, чья нормальная жизнь внезапно рушится под ударами судьбы. Андрей Звягинцев, так же, как и Сергей Лозница, чей документальный фильм «Майдан» включен в каннские спецпоказы, – давно уже «свой» в Канне (Звягинцев показывал здесь «Изгнание» и «Елену», Лозница – «Счастье мое» и «В тумане»).

Так что звездному режиссерско-актерскому жюри во главе с обладательницей каннской «Пальмы» Джейн Кэмпион («Пианино»), включающему в себя Кароль Буке, Гаэль Гарсию Берналя, Виллема Дефо, Софию Копполу, Цзя Чжанке, Николаса Вингинг Рефна, предстоит ответить на вопрос вопросов: кто лучше? Эгоян или Кроненберг? Кен Лоуч или Майк Ли? Годар или Асссаяс?

Конечно, даже в этой «области известного» нас могут ждать неожиданности. Например, Майк Ли, автор остросоциальных фильмов на современную тему, созвучных соцреализму Кена Лоуча, на этот раз показывает костюмный фильм о жизни и творчестве английского живописца Уильяма Тернера, которого играет Тимоти Сполл («Уильям Тернер»). Канадец Дэвид Кроненберг, автор супернатуральных триллеров-ужастиков, выразит на экране свой взгляд на Голливуд и его роль в современной западной культуре («Звездная карта»).

Мишель Хазанавичус, чья романтическая комедия «Артист», снятая в стилистике немого кино, стала украшением Каннского фестиваля 2011 года, представляет на этот раз драму «Поиск», ремейк одноименного фильма Фреда Циннемана 1948 года, действие которого перенесено в современную Чечню.

Каннский фестиваль, который всегда стремится соблюдать баланс в разных сферах, на этот раз его явно нарушает. В конкурсе, состоящем из восемнадцати лент, ни одного дебюта. Сплошь режиссерский истеблишмент. Лишь две картины сняты женщинами-режиссерами («Все еще вода» Наоми Кавасе и «Чудо» Аличе Рорвахер). И это при сегодняшнем буме женского кино во всем мире.

Что касается географического баланса – уж он совсем далек от совершенства. Шесть фильмов (включая фильм открытия – «Принцесса Монако» Оливье Даана с Николь Кидман в роли Грейс Келли, кинозвезды и принцессы, байопик «Сен-Лоран» Бертрана Бонелло, «Слова, прощайте!» Годара, «Зильс-Мария» Оливье Ассаяса, «Поиск» Мишеля Хазанавичуса и «Тимбукту» Сиссако) представляют страну-хозяйку. Три – Канаду («Пленница» Атома Эгояна, «Звездная карта» Кроненберга и «Мамочка» Ксавье Долана), которая никогда не входила в состав фестивальных лидеров. Азиатское кино представлено лишь одной японской лентой – «Все еще вода» неоднократной каннской лауреатки Наоми Кавасе, итальянское, немецкое, испанское – вообще не представлено.

Обращает на себя внимание и необычно скромное американское участие в каннском конкурсе. Помимо вышеупомянутого «Охотника на лис», это только «Местный» актера и режиссера Томми Ли Джонса, драма из времен освоения Дальнего Запада.

Недостаток американских звезд на Каннской лестнице, конечно же, восполнят звезды европейские – Моника Беллуччи («Чудо»), Гаспар Ульель, Жереми Ренье и Леа Сейду («Сен-Лоран»), Марион Котийяр («Два дня и одна ночь») и многие другие.

Опубликовано в номере «НИ» от 14 мая 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: