Главная / Газета 13 Мая 2014 г. 00:00 / Культура

Шепоты и крики

Ярославль изучает академический авангард

Александр Беляев, Ярославль

С 3 по 11 мая в Ярославле и городах Ярославской области прошел VI Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. Программа была очень разнообразна. Неподготовленные зрители хоть и были шокированы, но с удовольствием приобщились к авангарду.

Фото: Agora ircam
Фото: Agora ircam
shadow
Начало концерта музыкантов из Страсбурга было и впрямь жутковатым: шестеро нормальных вроде бы людей сидят за столом. Перед ними – листочки бумаги в закорючках. Две минуты – молчание. Никакого движения. Зал замер. Раздались смешки, шебуршение. Потом вдруг музыканты начали жужжать. И синхронно мотать головами. Барабанить по столу голыми руками. Сплетать и расплетать ритмы. Кричать. Шесть минут длилось такое безобразие. Громкие аплодисменты. Бьюсь об заклад, что русская провинция ничего подобного не видела. Но приняла правильно. Описанное – не междусобойчик в каком-нибудь странном клубе сумасшедших авангардистов. Это был один из дней фестиваля Юрия Башмета в Ярославле. А «застолье» организовала выдающаяся группа из Страсбурга – Les Percussions de Strasbourg. В «застолье» исполнялось не абы что, а пьеса I funerali dell’anarchico Serantini («Похороны анархиста Серантини») композитора Франческо Филидеи, который написал пьесу в 2006 году. Надо признать, что такой музыки здесь еще не слышали. После такого дальнейшая программа фестиваля кажется уже более традиционной. Во всяком случае ксилофоны и маримбы играют нечто более или менее мелодичное.

VI международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Ярославле порадовал всевозможной странной музыкой. То есть здесь, конечно, уже бывал китаец Тан Дун, хитро совмещающий авангард с голливудской кинокарьерой, но так то Тан Дун... Здесь же в программу вписали реальную музыку «для ушей и для ума». Умеренный авангард – от британского классика XX века Бенджамена Бриттена до флейтиста Гаррета Маклернона и упомянутых «ударников». Сам Юрий Абрамович – некогда тоже популяризатор новой музыки вроде Гии Канчели и его хита «Стикс» – говорил нам, что ищет новых композиторов, и даже организовал конкурс при консерватории. «Новых Шнитке или Губайдуллину я пока не встретил, – признается альтист. – Но они точно где-то есть».

Флейтист Гаррет Маклернон в один из дней сыграл безобидного Вивальди, но потом бонусом исполнил нечто невероятное под названием Zoom Tube. В которой флейта извергает совершенно неожиданные для этого инструмента звуки. «Пьесу написал Йен Кларк, мой учитель в колледже, – объясняет музыкант. – Zoom Tube написана лет 15 назад. Она интересна тем, что в ней используются все – ну, почти все! – эффекты из так называемой расширенной техники. Есть даже прием, который придумал Ян Андерсон, лидер рок-группы Jethro Tull». Эту же шумяще-щелкающую пьесу Маклернон показал на мастер-классе. Надо сказать, что в Ярославле довольно слабое музыкальное образование. Мы с коллегами видели и мастер-классы, и отбор в молодежный оркестр Юрия Башмета... Маклернон же – «препод» от бога, заставляет нормально сыграть даже глухого. Но если не сыграть, то хотя бы задуматься, о том, что вообще написал композитор. Студенты на мастер-классе играли Брамса и Моцарта, учебный репертуар, который Маклернон знает наизусть. Но он уточняет: «Большая честь работать с Башметом, но Вивальди, барокко и классицизм – не мой профиль. Я спец по современному». Когда он играет свое современное с расширенной техникой, то, по его выражению, «дети таращат глаза от удивления. И это – самая правильная реакция!»

Опубликовано в номере «НИ» от 13 мая 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: