Главная / Газета 16 Апреля 2014 г. 00:00 / Культура

«Реквием» для Испании

Итальянский дирижер Риккардо Мути представил в Мадриде знаменитое произведение Верди

Наталья Тимашова, Мадрид

В понедельник в Королевском театре Испании прозвучал «Реквием» Джузеппе Верди в исполнении театрального оркестра и итальянского оркестра Джованни Луиджи Керубини, солистов хора театра и хора сообщества Мадрида. Состав был без преувеличения звездным: за дирижерским пультом стоял неподражаемый Риккардо Мути, партии солистов исполнили Татьяна Сержан (сопрано), Екатерина Губанова (меццо-сопрано), Ильдар Абдразаков (бас) и Франческо Мели (тенор). Ранее, в субботу 12 апреля, «Реквием» исполнили этим же составом в кафедральном соборе в Толедо.

shadow
В партере, ложах и на всех ярусах Коро­левского театра не было ни одного свободного места. Необыкновенно торжественная музыка «Реквиема» Верди полтора часа держала в напряжении и оцепенении весь зал. Однако в конце исполнения публику как будто прорвало – зрители устроили бурные овации с восторженными криками и долго не отпускали маэстро и артистов со сцены. Гениальный Риккардо Мути скромно держал обеими руками свою дирижерскую палочку и кланялся почитателям своего таланта, слегка наклоняя голову и сдержанно улыбаясь лишь уголками рта. После шестого выхода к публике Мути и певцов маэстро слегка

помахал рукой своим музыкантам, хору и всем зрителям, что означало «До свидания!», и весь зал снова разразился еще более громкими криками «Браво!» и шквальными аплодисментами.

Первоначально Верди задумывал «Реквием» как траурную мессу к годовщине смерти Джоаккино Россини, которую планировал написать вместе с другими итальянскими композиторами. Коллективный «Реквием» был сочинен к ноябрю 1869 года, но так и не был исполнен. Позже Верди решил написать собственный «Реквием для Россини», но завершил он его как мессу... по знаменитому писателю Алессандро Мандзони, который умер 22 мая 1873 года. Перед его талантом Верди преклонялся с юных лет. Работа над «Реквиемом» была завершена 10 апреля 1874 года, а первое исполнение состоялось в годовщину смерти Мандзони, в миланском соборе Святого Марка. Дирижировал сам Джузеппе Верди. Его «Реквием» с большим четырехголосным хором, полноценным симфоническим оркестром и четырьмя солистами по стилю, ариозо и ансамблям больше напоминает поздние оперы композитора (например, «Аиду»), чем литургию в католической или лютеранской церкви. «Оперность» Верди до сих пор вызывает немало споров среди специалистов и неизменный восторг у публики. Дуэты, терцеты и квартеты очень красивы и полны душевных переживаний.

По признанию Риккардо Мути, первый раз «Реквием» он исполнял более сорока лет назад – в 1971 году. На этот раз для передачи всей полноты чувств и необыкновенной мелодики «Реквиема» Риккардо Мути выбрал блестящий состав. Выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова Татьяна Сержан давно известна за пределами России как одна из главных примадонн в мире. Ее колоратурное драматическое сопрано оценили в театрах Рима, Милана, Мюнхена, Берлина, Мадрида, Лиссабона, Цюриха и Зальцбурга, ее теплый объемный голос с нежным чувственным тембром звучит в лучших итальянских операх – «Макбете» и «Аиде» Верди, «Норме» Беллини, «Тоске» Пуччини. «Реквием» Верди в интерпретации Риккардо Мути Татьяна уже исполняла в Лондоне, Москве и Чикаго (вместе с Ильдаром Абдразаковым. – «НИ»).

Екатерина Губанова, также участвовавшая в исполнении «Реквиема» в Мадриде, – одна из лучших меццо-сопрано своего поколения. Ее международная карьера стартовала после исполнения партии Брангены в «Тристане и Изольде» Вагнера в 2005 году на сцене Парижской оперы. В ее репертуаре – партии Амнерис («Аида»), Фрикки («Золото Рейна» и «Валькирия»), Джованны Сеймур («Анна Болейн»), Марины Мнишек («Борис Годунов»), которые Екатерина исполняла на известных оперных сценах – «Ла Скала», «Метрополитен-опера», «Ковент-Гарден», Баварская государственная опера, Берлинская опера.

Солист Мариинского театра бас Ильдар Абдразаков давно и успешно выступает на сценах лучших оперных театров России и мира. Одна из его последних работ – «Князь Игорь» Александра Бородина в постановке Дмитрия Чернякова на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера» в феврале этого года.

Оба испанских концерта были подготовлены Королевским театром совместно с Фондом Эль Греко и прошли в рамках обширной культурной программы, посвященной 400-летию со дня смерти великого испанского художника, которое отмечается в этом году. Концерты, выставки и музыкальные фестивали проходят в Испании в течение всего 2014 года. В числе концертов – исполнение «Реквиема» Моцарта оркестром и хором Королевского театра Испании, которое состоится 20 сентября. Дирижировать музыкантами и вокалистами будет английский клавесинист и оперный дирижер Айвор Болтон. Напомним, «Реквиемы» Верди и Моцарта – самые исполняемые в мире сочинения этого жанра.

Опубликовано в номере «НИ» от 16 апреля 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: