Главная / Газета 15 Апреля 2014 г. 00:00 / Культура

Реформатор и коллекционер

В Северной столице представлены шедевры отечественной живописи

Светлана Рухля, Санкт-Петербург

В Михайловском замке Русского музея проходит выставка произведений живописи из коллекции Василия Кокорева (1817–1889), продолжающая музейную серию, призванную познакомить современных любителей искусства с историей частного собирательства в России. Даже самый беглый взгляд на работы из собрания купца 1-й гильдии и коммерции, советника Кокорева не оставляет сомнений: без его коллекции экспозиция крупнейшего в мире музея русского искусства была бы не просто беднее, а совсем иной.

Павел Федотов. «Сватовство майора». 1850–1852 гг.
Павел Федотов. «Сватовство майора». 1850–1852 гг.
shadow
«В истории нашей, – писал о Кокореве в опубликованном в журнале «Русский архив» некрологе историк Петр Бартенев, – не встретишь другого частного деятеля, имя и дела которого пользовались бы такой популярностью между миллионами русского народа от Петербурга до Сибири и Закавказья».

Василий Кокорев родился в семье солеваров и уже в девятнадцать лет стал управляющим на солеваренном заводе своего дяди в Солигаличе. А потом судьба сделала вираж: с отменой ввозной пошлины на соль завод прогорел и новой сферой деятельности молодого купца стали винные откупы (переданное государством частному лицу право на сбор платежей с ежегодным перечислением в казну фиксированной, заранее определенной суммы). На этом поприще Кокорев и разбогател, а также прославился своими идеями по реформированию откупной системы.

Славы, денег и крутых виражей на долю Василия Александровича выпадет еще немало: он щедро вкладывал капиталы в перспективные отрасли, смело переключался с одного вида предпринимательства на другой, терял целые состояния и зарабатывал миллионы вновь. Кокорев первым установил обменную торговлю с Персией, построил первый нефтеперегонный завод в Баку, учредил Волжко-Каспийское пароходство «Кавказ и Меркурий», «Северное телеграфное агентство», акционерное общество «Сельский хозяин» и многие другие предприятия.

За обустройство на реке Мете лет­него приюта для учеников Императорской академии художеств меценат, уверенный, что русской природой отечественным живописцам пристало вдохновляться больше, нежели «развалинами Помпеи», был удостоен звания почетного члена академии. А 26 января 1862 года в Трехсвятительском переулке состоялось торжественное открытие первой Московской публичной картинной галереи, построенной по проекту архитектора Ивана Черника. Кокоревская галерея включала 35 скульптур и 430 произведений живописи, наиболее представительной (241 работа) была в собрании «русская часть». Однако «жизненный путь» этого детища Кокорева оказался до обидного короток. Уже в середине 1860-х годов финансовые проблемы заставили предпринимателя задуматься о продаже коллекции, а его горячее желание отдать ценности в одни руки не увенчалось успехом.

«Милостивый государь Павел Михайлович! – писал Кокорев 25 января 1869 года основателю Третьяковской галереи купцу Третьякову. – Действительно, иностранные картины я продавал раздробительно, но из русской коллекции не продал ни одной картины, решившись твердо не иначе продать, как все собрание в одни руки, чтоб не отнять у него то значение, которое оно имеет в совокупности. Если эта оптовая покупка вам удобна, то я готов показать Вам все собрание картин во всякое время, по Вашему назначению».

Но по какой-то причине оптовая покупка была Третьякову невыгодна. И в марте 1870 года 156 работ русской школы живописи были приобретены для коллекции цесаревича Александра Александровича…

Впоследствии с бывшим собранием Кокорева происходили разные пертурбации, а в 20–30-е годы прошлого столетия значительная часть работ была передана на постоянное хранение в различные музеи Советского Союза.

Нынешняя экспозиция представляет ядро коллекции Василия Кокорева – произведения, оставшиеся в Русском музее. Среди них 29 картин Карла Брюллова, в их числе хрестоматийные «Портрет сестер Шишмаревых» (1839) и «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» (не позднее 1842). Выставлены в залах Михайловского замка также «Сватовство майора» (1850–1852) Павла Федотова, «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) Григория Мясоедова, «Гитарист» (1839) и «Девочка с куклой» (1841?) Василия Тропинина, а также шедевры, принадлежащие кисти Алексея Венецианова, Петра Басина, Федора Бруни, Никанора и Григория Чернецовых…

Опубликовано в номере «НИ» от 15 апреля 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: