Главная / Газета 7 Апреля 2014 г. 00:00 / Культура

Как сберечь культурный код в культурный год?

Ольга ЕГОШИНА
shadow
Самым обсуждаемым текстом выходных в культурной среде стали «Основы государственной культурной политики», подготовленные Министерством культуры, опубликованные «Интерфаксом», перепечатанные почти всеми культурными интернет-порталами и размноженные в соцсетях. Нежные души вроде автора этой колонки долго не хотели верить глазам своим и напрасно ждали опровержений и опознаний текста как фейка. Примерно как несколько месяцев назад разоблачили провокационные утверждения о запрете ввоза на территорию РФ женских кружевных трусов (поскольку гордая и самобытная россиянка в этих финтифлюшках не нуждается по причине природной красоты и скромности).

Запрет на кружевные ввозные трусы всего-то посягал на право женщины носить что нравится. «Основы» в том виде, в каком они сейчас предложены к обсуждению, – замахиваются на само существование культуры на территории страны.

Главным тезисом создатели проекта считают формулу «Россия – не Европа»… Веками российская культура интегрировалась в общую европейскую культуру. И что теперь – росчерком пера обрубим связи? Забьем окно в Европу, отрастим бороды и удлиним рукава, достанем сарафаны и замкнемся в гордой изоляции? А как же быть с утверждением Пушкина, что русское правительство – главный европеец? С положением Достоевского о «всемирной отзывчивости» как главном свойстве русского гения? Можно, конечно, гордиться своей самобытностью (на всем земном шаре пока не найдено несамобытной культуры). Но хорошо бы помнить, что еще ни одна культура не теряла самобытности от включенности в мировую культурную экосистему. Как и о том, что изоляционизм – прямой и верный путь к умиранию.

Утверждая самобытность нашей культуры, авторы документа через несколько строк предлагают отказаться от «принципов мультикультурализма и толерантности». Если вспомнить, что культура нашей страны складывается из всей суммы культур народов, в ней проживающих, то отказ от мультикультурализма выглядит демонстративным харакири. Стало быть, теперь закроем национальные театры, распустим все народные ансамбли (кроме ансамблей русских песен и плясок) и т.д. И как будем справляться с референдумами по отделению всех обиженных такой предельно нетолерантной культурной политикой?

Но даже и этот заставляющий волосы вставать дыбом тезис «Основ» не исчерпывает сюрпризы проекта. Выплывшим из ночных кошмаров и оформленным на языке канцелярского воляпюка стало положение о том, что государство должно «пресекать негативное воздействие на общественное сознание», которое оказывают деятели искусства, чье «творчество противоречит традиционным ценностям».

Кто спорит, одна из важнейших функций любой культуры – именно передача традиционных ценностей, сохранение общности культурного кода, который и делает народ народом, а не просто собранием людей, проживающих в одной местности. Понятно желание поддержать и даже особенно оберегать те институты и практики, которые, языком Некрасова выражаясь, «сеют разумное, доброе, вечное»...

Но есть одна закавыка.

Любая культура, как двуликий Янус, одной своей головой обращена к прошлому, другой – смотрит в будущее. Не меньше охранителей и собирателей для культуры необходимы пионеры и открыватели новых пространств и смыслов. Да, в своих поисках они могут заходить в тупики и попадать в болота и даже в выгребные ямы. Но ведь «езда в незнаемое» – всегда риск, что не туда заедешь.

Министерство, занимающееся лесами, не может объявить, что оно будет заниматься исключительно опушками и дубравами, а болота – нещадно истреблять (к чему приводит истребление болот – нам достаточно наглядно показали множащиеся лесные пожары). Министерство культуры не может просто «отсечь» не нравящуюся ему половинку Януса.

Кнут запретов и финансовая удавка – совсем не лучшие способы воздействия. Как показывает вся долгая история нашей культуры, все запреты всегда срабатывали с точностью до наоборот.

В качестве частных лиц составители «Основ» имеют право любить одни направления и не любить другие. В качестве индивидуальных меценатов они имеют право руководствоваться исключительно личным вкусом и, скажем, спонсировать песню «Валенки», игнорируя все иные вокальные экзерсисы, или предпочитать акционистов-радикалов, обходя стороной живописцев-академиков. Увы, государственные мужи должны личный вкус и представления о прекрасном спрятать в карман. И равно внимать и соловью, и кукушке. Главная обязанность любого правительства и государственного органа культуры – сохранять экосистему культуры, ее культурный код, в который входят разные и разнонаправленные силы и элементы. Культурой нельзя командовать, как батальоном солдат: нале-напра-во, шагом марш! Культуру нельзя перестраивать, как элементы конструктора «Лего»: сейчас соберем машинку, а сейчас – сарай. Культуру нельзя направлять, как нельзя направлять воздух. Культуру можно только сохранять и преумножать, культивировать и защищать.

Автор – театральный обозреватель «НИ»

Опубликовано в номере «НИ» от 7 апреля 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: