Главная / Газета 1 Апреля 2014 г. 00:00 / Культура

«Вижу целенаправленное желание получить на выходе из школы народец попроще»

Режиссер Ирина Васильева

ДИНА РАДБЕЛЬ

На минувшей неделе канал «Культура» показал новые серии документального фильма «Ищу учителя», первые серии которого вышли в 2012 году, как раз когда велись бурные дискуссии по поводу реформы отечественного образования. Показ новых четырех серий картины подтвердил уже поставленный диагноз: школа болеет, если не реформируется и если в ней нет талантливых педагогов. Автор фильма режиссер Ирина ВАСИЛЬЕВА рассказала «НИ» о том, как рождался этот сериал, с какими трудностями пришлось столкнуться героям фильмов и участникам проекта.

Фото: ИРИНА ВАСИЛЬЕВА
Фото: ИРИНА ВАСИЛЬЕВА
shadow
– Ирина, что заставило вас мотаться по городам и весям в поиске учителей?

– Лично у меня нет никаких сантиментов по отношению к школе. Импульс исходил от моего мужа, продюсера Александра Радова, он в своей прошлой журналистской жизни много писал о школе. Но главной движущей силой был Виталий Трояновский – страстный инициатор благородных идей на «Культуре». Но это была идея не только благородная, но и рисковая: затронуть тему, реально цепляющую всех, кровоточащую, ключевую. Первые пять серий «Ищу учителя» вышли год назад и подтвердили диагноз: школу реформировать необходимо. Только совсем по-другому. У нас еще существуют потрясающие авторские школы, произведения педагогического искусства, учителя – настоящие гении, подлинные художники… Как подсчитал наш эксперт Александр Привалов, школами в подлинном смысле может считаться не больше 15% от общего их числа. Остальные выпускают людей, не обученных и к дальнейшему обучению не пригодных. Ясно, что ничто массовое не может быть идеальным. Мечтать можно лишь о том, чтобы массовая школа была сносной. А что касается реформы – это убийство образования. Но это уже отдельная тема.

– А какую задачу поставили вы?

– Наша задача – показать тех, кто может быть поводырями в этом дремучем лесу (Ямбург, Амонашвили, Шаталов, Лысенкова, Казарновский), чтобы побороть растерянность людей, которые просто не в курсе, что у нас в отечестве есть мощная педагогическая традиция, способная отвечать на новые вызовы и не захлебнуться в потоках новизны. Там были острые вещи, когда, например, Евгений Ямбург приводил пример снижения гуманитарности – количество часов на русскую литературу по новым нормативам точно совпало с теми нормами, которые в перспективе отводила фашистская Германия завоеванным славянским народам. 200 часов в год. Случайное совпадение? Поварившись в школьной тематике, я подозреваю, что одичание, уплощение, упрощение, натаскивание и весь тренд – никакой не побочный эффект, непродуманность реформ, а целенаправленное желание получить на выходе из школы народец попроще, чтоб не умничал. И ведь ничего демонического, азбука любого управленца – простыми системами управлять проще.

– То есть государству выгодно плохо учить?

– Ситуация катастрофична для государства, но удобна для чиновника. Отсюда сокращение бюджета на образование. Отсюда зверский закон в Трудовом кодексе, позволяющий уволить любого директора школы в одночасье без объяснения причин. Сиди, бойся, не высовывайся, будь управляем – вот что говорит этот закон всякому директору школы. Герои наших фильмов – настоящие герои. Они высовываются, отдавая себе отчет в рисках. Вот Андрей и Людмила Курбатовы придумали и сделали уникальную школу как социальный заказ родителей самого неблагополучного Южнопортового района Москвы и побороли наркоманию, криминал среди детей, вчерашние двоечники стали победителями олимпиад. Именно эта школа вышла на мировой уровень, проводя педагогические семинары, принимая делегации из многих стран, дети болели в четыре раза меньше, чем в типовой школе через дорогу, занимались в 150 кружках, всей школой пели гимн России – да за одно это государство, взыскующее патриотизм, на руках бы их носило. Но законно выбранную Людмилу Курбатову, 20 лет жившую этой школой, сняли в одночасье по тому самому федеральному закону, назначив директором человека, который до этого торговал икрой и «КамАЗами». Он выполнил задание департамента образования, развалил школу за год. Дважды суд признавал увольнение Курбатовых незаконным. Но чиновники пошли на повышение, а Курбатовы фактически получили запрет на профессию.

– Что они делают теперь?

– Курбатовы не уезжают из страны, хотя их везде приглашают реализовать свою педагогическую систему. В одной только Германии их методику используют 300 школ. А они говорят: мы патриоты. Фантастически упрямые люди, стоики. Без этого качества не может быть у нас сегодня настоящего учителя. Все наши герои работают вопреки, а не благодаря государству. Хотя, по сути, они его спасители. Абсурд какой-то, что именно они, самые светлые, романтичные, патриотичные, творческие, оказываются сегодня на линии огня, спасая детей от всех форм растления и одичания, боюсь, уже не обратимых для взрослого народа. Правящий класс, бюрократия, стоит на страже эгоистических интересов, и с ней не может справиться даже политическая воля. А возьмите директора Казанского лицея для интеллектуально увлеченных детей Павла Шмакова, его в конце 1990-х выдавили аж в Финляндию, где он стал очень известным учителем. Финляндия, отменившая систему надзора типа нашего РОНО, быстро вышла в лидеры образования. Новый прогрессивный мэр Казани, будучи там с делегацией, этим вопросом очень интересовался, ему и представили образцового его соотечественника. Он Шмакова уговорил вернуться с гарантиями защиты от произвола чиновников на самом высшем уровне. Дети спасли. Собрали в Интернете нынешней осенью больше 60 тысяч подписей и к нам обратились – помогите, мы хотим учиться в этой школе.

– Хотя бы знаменитого педагога Сергея Семенова, надеюсь, чиновники не трогают?

– Сергей Семенов из псковского городка Себеж, герой первого фильма этого сезона, гремучая смесь Андерсена и Макаренко, награжденный за уникальный свой метод самой датской королевой, после фильма горько вздохнул. Вместо поздравлений, услышал от коллег: «Теперь жди проверок». А то их мало! Только что закончилась в его спецучилище для трудных подростков проверка ФСБ (!). Что еще за «посланник Андерсена в России»?! А уж для органов управления школами какой соблазн, какой зуд само существование авторских школ! Даже такие звезды нашей педагогики, как Евгений Ямбург, Сергей Казарновский, герои наших предыдущих серий, и Юлия Грицай, преемница Александра Тубельского, создателя Школы самоопределения, – все беззащитны, все живые мишени, ну не выгодны они чиновникам, не интересны.

– Авторская школа обречена?

– Авторская школа, расцветом которой мы обязаны 1990 годам, сегодня из последних сил борется за успех безнадежного своего дела, пытается сохранить уникальные открытия педагогики сотрудничества, академической традиции физико-математических школ, принцип вариативности. А наше счастье – продемонстрировать этих последних идеалистов, которые верят, что мир через детей можно изменить к лучшему. Наш эксперт – историк педагогики Анатолий Цирюльников – интересное наблюдение сделал. В кризисные эпохи общество инстинктивно хватается за реформирование образования – всем становится очевидно, что государство не может дальше существовать с таким уровнем цинизма и воровства, нужно срочно выращивать других людей, надо менять школу, надо успеть, пока не рвануло. И всегда не успевают. Так, в начале ХХ века эти реформы шли волна за волной и разрабатывались всеми политическими силами, и красными, и белыми, и даже зелеными. Уже шла Гражданская война, а Дума решала школьный вопрос. Не успели тогда. И сейчас тоже, кажется, не успеваем.


СПРАВКА «НИ»
Ирина ВАСИЛЬЕВА – сценарист, режиссер-документалист, арт-директор студии «Фишка-фильм», лауреат национальной премии «Лавр» и многих отечественных и международных фестивалей. Автор и режиссер телевизионных циклов «Страданья» (8 фильмов), «Беседы с мудрецами» (4 фильма), «Открытость бездне Достоевского» (4 фильма), «Ищу учителя» (8 фильмов), а также более чем 30 документальных фильмов.

Опубликовано в номере «НИ» от 1 апреля 2014 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: