Главная / Газета 27 Марта 2014 г. 00:00 / Культура

«Клеветники должны извиниться»

Актер Вениамин Смехов

ЕВГЕНИЯ ТЮЛЬКИНА

На вчерашнем заседании Совета Федерации прозвучали резкие обвинения в адрес легендарного Театра на Таганке, якобы пропагандирующего насилие, гомосексуализм, педофилию и суицид. Поводом для столь безапелляционных заявлений в парламенте послужило письмо, которое озвучил сенатор Олег Пантелеев. Авторы обращения, члены профсоюза театра, резко критиковали художественную политику учреждения. Директор театра Владимир Флейшер выразил недоумение по поводу этих заявлений и счел все сказанное ложью, заявив, что он собирается требовать у суда защитить честь и достоинство театра. Актера, многие годы состоявшего в легендарной труппе, а ныне и режиссера Театра на Таганке Вениамина СМЕХОВА «НИ» застали по телефону в Женеве, попросив прокомментировать ситуацию.

shadow
– Вениамин Борисович, слышали ли вы о последних заявлениях по поводу вашего родного Театра на Таганке?

– Во-первых, то, что я прочитал и узнал, конечно, напрашивается на какой-нибудь сатирический опус Саши Черного или Салтыкова-Щедрина. Господин Пантелеев говорит о том, что «заказанная» пьеса «Шереметьево-3» (Дмитрия Быкова.– «НИ»), по его мнению, пародия на органы госбезопасности. Это для солидного человека смешно! Это что же: «Стихов поэта Евтушнова я не читал, поэтому могу быть беспристрастен»? Так писали на последней полосе «Литературной газеты» когда-то.

– Театр обвинили в отсутствии патриотизма…

– На День Победы намечена премьера, которая по утверждению сенатора, обижает и ветеранов Великой Отечественной войны. Я сын ветерана войны. И Высоцкий, и Золотухин, и Васильев – все, кто был и сегодня остается с нашим театром, – сыновья ветеранов войны, как можно обвинять их в отсутствии патриотизма?

– В очередной раз «досталось» Гоголь-центру, который уже более года не дает покоя депутатам…

– Назвать заранее одиозным Гоголь-центр, который развивает по-своему (хорошо или плохо – пусть разбираются специалисты) театральное искусство и продолжает историю великого отечественного театра? Это похоже на 1936 год. Тогда такой же критикан назвал «сумбуром вместо музыки» творчество Шостаковича, а в 1968 году вышла статья «О чем поет Высоцкий». Ровно та же ситуация. Гордые слова, не обеспеченные никаким знанием, а лишь желанием нас обвинить. Этих «обвинителей» можно назвать учениками товарища Суслова, который уничтожал отечественную культуру... Я считаю, что клеветники должны извиниться. Перед Шостаковичем уже поздно, перед Высоцким поздно, ну хотя бы перед молодыми замечательными актерами – учениками великого Юрия Любимова.

– Вы поставили спектакль с молодыми актерами в Театре на Таганке, который обвиняют в аморальности. Расскажите о работе с ними

– Вот пусть сенаторы и депутаты приходят 13 апреля на спектакль «Нет лет», который я поставил по просьбе Золотухина и Евтушенко. Играют его и старшие артисты – Татьяна Сидоренко, Анатолий Васильев, Алексей Граббе, и прекраснейшая, очень талантливая молодежь. Это радость. Если бы г-н Пантелеев пожаловал на этот спектакль, он бы с другими достойными гражданами, как Елена Камбурова или Юрий Норштейн, или Леонид Рошаль, Михаил Швыдкой – вспоминаю тех, кто пожаловал на спектакль, и им очень понравилось, – разделил эту радость.

– Театр на Таганке всегда считался авангардным, а теперь на него пытаются навесить ярлык «оппозиционного»…

– Наш театр – история сегодняшнего дня. А господин сенатор хочет его запретить. Запретить историю. Ну пусть попробует, это же не в первый раз в нашей культуре происходит. Пусть бросаются на культуру – нам не страшно. Человек человеку - друг, товарищ и волк. Вспомним Высоцкого. Сенатор сенатору рознь, но оценивать театр во вчерашнем и завтрашнем его дне должны все-таки деятели культуры.

Опубликовано в номере «НИ» от 27 марта 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: