Главная / Газета 18 Марта 2014 г. 00:00 / Культура

Зримое и незримое

В столице проходит Фотобиеннале-2014

ЛЮБОВЬ ПУХОВА

На минувшей неделе официально начался Десятый Международный месяц фотографии в Москве, и в Мультимедиа Арт Музее открылись для посетителей сразу четыре выставки.

Дэвид Херн. Сеннибридж. Хоровое пение в пабе. 1973 г.<br>Фото: С САЙТА МУЗЕЯ
Дэвид Херн. Сеннибридж. Хоровое пение в пабе. 1973 г.
Фото: С САЙТА МУЗЕЯ
shadow
Нынешний год объявлен перекрестным Годом культуры Великобритании и России, поэтому одной из центральных тем биеннале стала Британия. С 13 марта любители фотографии могут посетить две выставки, приуроченные к Году культуры: «Англия, моя Англия» Криса Стил-Перкинса и «Земля моего отца» Дэвида Херна, параллельно с ними работает экспозиция «Другой Лондон» – дайджест работ великих фотографов, снимавших этот город.

Сотрудники легендарного агентства «Магнум» Крис Стил-Перкинс и Дэвид Херн показали психолого-бытовой срез Англии и Уэльса: от уличного фестиваля в Лондоне и оздоровительного центра в Рили до урока физкультуры в лондонской школе и репетиции хора Валлийской национальной оперы. Работы вывешены в одном пространстве и условно делят его пополам: одна Британия – два народа. Дэвид Херн шутит, показывая то собаку, исследующую киоск «Hot Dogs», то отдыхающего в оздоровительном центре, который поглощают фастфуд. Крис Стил-Перкинс исследует не только жизнь, но и смерть, не только дружбу, но и вражду. На фотографии изображены молодые люди, на лбу девиз: Stop this multiracial madness (остановим это мультирасовое безумие. – «НИ»). Они вскидывают руки в нацистском приветствии, пока это еще черно-белое фото. Позже появится работа в цвете: «Демонстрация движения «Национальный фронт». Цвет добавляет агрессии, вместе с ним в работы фотографа входит тема смерти: «Похороны матери», «Врачам не удалось вернуть к жизни пожилую женщину» – все это передано с помощью полного цветового спектра и порождает полный спектр эмоций.

Этажом выше, рядом с «Другим Лондоном», находится экспозиция «Незримое» Джессики Лэнг. Эта знаменитая американская актриса занимается фотографией уже 15 лет, но сама считает, что это короткий срок. По словам Джессики, фотография для нее «целый мир», она снимает на пленку и сама проявляет негативы. Работы Лэнг не стремятся к гражданственности или политической актуальности, она изображает «что видит», и получается галерея эмоций: любовь, радость, доверие. Цикл «Мексиканские сюиты» куратор выставки Анн Моран назвала «дневником впечатлений Джессики Лэнг». Порой бессюжетные, фотографии актрисы пытаются передать то «невыразимое», что воспевали русские поэты. Наверное, на всей биеннале это самые загадочные снимки, которые позволяют зрителю самому наполнять их смыслом.

Наконец, самая скромная по объему, но не менее значимая экспозиция – «Не спрашивай, куда ушла любовь» Ширин Нешат, которая располагается на первом этаже и встречает посетителей музея прямо с порога. Название выставки придумала сама художница, взяв строчку из песни Оум Калтум, которая одним только голосом может подвигнуть тысячи людей подняться с места и что-то совершить. Ширин Нешат считает, что искусство может родиться только из объединения чистой красоты и политической борьбы, поэтому портреты, сделанные вместе с итальянским фотографом Лучано Романо, изображают людей в момент наибольшего эмоционального возбуждения. Поглощающий людей черный фон похож на тюрьму, из которой герои стремятся вырваться к свету…

На одном музейном пространстве сошлись вместе Америка с Россией, Англия с Уэльсом, Иран и Италия. Как справедливо заметила, открывая фотобиеннале, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова: «Что бы ни происходило в мире, искусство нас объединяет. Когда видишь фотографии другого человека, с ним намного сложнее ссориться».

Опубликовано в номере «НИ» от 18 марта 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: