Главная / Газета 12 Марта 2014 г. 00:00 / Культура

Модный показ

В Северной столице демонстрируют, как одевались наши предки

СВЕТЛАНА РУХЛЯ, Санкт-Петербург

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась экспозиция праздничного женского народного костюма XVIII–XX веков «Во всех ты, душенька, нарядах хороша…». Благодаря богатству музейного собрания выставка стала своеобразной энциклопедией народного костюма, вбирающего в себя значительные аспекты городской, посадской и крестьянской культуры императорской России.

Фото: С САЙТА РУССКОГО МУЗЕЯ
Фото: С САЙТА РУССКОГО МУЗЕЯ
shadow
Чтобы знакомство с предпочтениями красавиц былых времен было максимально «зримым», созданные в процессе подготовки экспозиции комплексы традиционной одежды демонстрируются на манекенах. Сапожки и туфли, сарафаны и душегреи, серьги и ожерелья перестают быть разрозненными «витринными» образцами народно-прикладного творчества. Лучше же всего «модный показ» из прошлого иллюстрируют строки из популярнейшей в конце XVIII столетия вольной повести в стихах Ипполита Богдановича «Душенька»: «Во всех ты, душенька, нарядах хороша:/ По образу ль какой царицы ты одета,/ Пастушкою ль сидишь ты возле шалаша, /Во всех ты чудо света».

Так как полные комплексы народной одежды практически не сохранились, отдельные детали, составившие в дальнейшем костюмные ансамбли, подбирались сотрудниками музея в течение нескольких лет методом скрупулезных научных исследований. Вследствие стилистического единства элементов костюма манекены выглядят объемными картинами из этнографического атласа, а не ряжеными куклами.

Оживлению экспозиции способствуют и живописные полотна, где традиционный костюм появляется в своем аутентичном виде. Например, жанровые сцены «Смотрины невесты» (1861) кисти Николая Петрова и «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) кисти Григория Мясоедова. Торжественный момент ожидания новобрачных запечатлен на картине Андрея Рябушкина «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891). Не только смятенное состояние девушки на пороге замужества, но и тщательно прорисованные детали ее свадебного убранства сохранил в своей живописной работе «Приготовление невесты к венцу» (1848) Василий Феклистов…

В добавление к сформированным комплексам в отдельных витринах выставлены головные уборы с тончайшими (выложенными и вышитыми) узорами, обувь (вязанная на спицах, шитая золотом), мастерски изготовленные из бисера, речного жемчуга, янтаря и перламутра серьги, бусы и колье.

Помимо эстетической ценности выставка представляет собой и своего рода ликбез по истории костюма. Здесь, например, можно узнать, что за словом «душегрея» скрывалась короткая женская одежда – до талии или середины бедра – на лямках, напоминающая широкий косоклинный сарафан, а древнейший тип русской крестьянской одежды с непривычным современному уху названием «понева» представлял собой сшитый из нескольких полотнищ прямоугольник, оборачивающийся вокруг талии и подвязанный продернутым в подгиб ткани шнурком…

Опубликовано в номере «НИ» от 12 марта 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: