Главная / Газета 24 Февраля 2014 г. 00:00 / Культура

Продавец воздуха

Кино любит изучать дороги к богатству и цену успеха в бизнесе

ВИКТОР МАТИЗЕН

В начале февраля в российский прокат вышел фильм Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит», представленный на «Оскар» в пяти номинациях. Достанется ли вполне заслуженная статуэтка Леонарду ДиКаприо, станет известно уже через неделю.

Леонардо ДиКаприо за роль Джордана Белфорта номинируется на «Оскар».
Леонардо ДиКаприо за роль Джордана Белфорта номинируется на «Оскар».
shadow
За Джорданом Белфортом, героем номинированного на «Оскар» фильма Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-Стрит», стоит длинный ряд собирательных или списанных с одного реального лица героев: отец Горио и Гобсек у Бальзака, Самсон Большов у Островского, Аристид Саккар у Золя, Фрэнк Каупервуд у Драйзера, Джей Гэтсби у Фицджеральда, Александр Корейко и Остап Бендер у Ильфа и Петрова, Чарльз Фостер Кейн у Орсона Уэллса, Гордон Гекко у Оливера Стоуна, Платон Маковский у Павла Лунгина, Стив Джобс у Джошуа Стерна, скопированный с Сергея Мавроди Сергей Мамонтов в «ПираМММиде» Эльдара Салаватова и многие другие, разница между которыми подчас любопытнее сходства.

Все эти персонажи сделали себе большие состояния, но разными способами, все проходили через полосу неудач, а некоторые даже отсиживали сроки. Гобсек давал деньги в рост, Каупервуд финансировал строительство железных дорог и, как Гекко, занимался финансовыми махинациями, Корейко торговал похищенным продовольствием и присваивал государственные кредиты, Бендер вытянул деньги из Корейко, Мамонтов извлек их из сотен тысяч вкладчиков, кормя их пустыми обещаниями, Джобс производил новые высокотехнологичные продукты и единственный из всей этой пестрой компании может считаться великим человеком. Белкрофт, в противоположность Гобсеку, не дает, а берет деньги в рост, вкладывая их в акции и беря комиссионные за посредничество. Он так же харизматичен, как Гекко в исполнении Майкла Дугласа, артистичен, как Бендер-Юрский и Бендер-Миронов, столь же легко переходит от честного бизнеса к нечестному, как Каупервуд, и при этом обладает одной из примечательных способностей Джобса – умением лично убедить клиентов в том, что приобретение его товара будет для них чрезвычайно благотворно, – но Джобс производил и продавал полезные устройства, Белкрофт же ничего не производит, а лишь торгует надеждами. Однако его базовая деятельность, в отличие от мамонтовской, не является надувательской: акции реальных производителей могут упасть, но могут и взлететь, тогда как обвал «акций» «МММ» был неизбежен, так как они просто перекачивали деньги из карманов одних вкладчиков в карманы других. Причины, по которым он переходит границу между легальным и нелегальным и попадает за решетку, не имеют отношения к его брокерским делам и вообще недостаточно прояснены, хотя за три часа для этого можно было бы найти время и место.

Роль Белфорта играет Леонардо ДиКаприо в полном вооружении своего актерского дара, и если ему после полудесятка номинаций снова не достанется «Оскар», за него будет обидно. Именно он держит напряжение в трехчасовом фильме Скорсезе, который с рациональной точки зрения можно было бы на час сократить, несмотря на превосходный состав второплановых исполнителей, включающий Мэтью Макконахи и Джона Хилла. Впрочем, если смотреть картину в оригинале или с субтитрами, то, помимо драйва от игры Лео, добавляется удовольствие от художественной американской матерщины и прочих нарушений «этического кодекса», которым отечественные моралисты собираются лечить, а точнее, калечить российское кино. Ведь с позиций примитивной морали и Белфорт, и вытолкнувший его на экраны мира Мартин Скорсезе заслуживают безусловного осуждения. Первый – тем, что подает зрителям заразительные примеры употребления наркотиков, смачной ругани и попрания законов, а второй – тем, что судит своего героя куда мягче, нежели уголовный суд, и нет-нет да восхищается его художествами. Но фильмы, как говаривал Оскар Уайльд применительно к книгам, не нравственны и не безнравственны, а талантливы или не талантливы. А ответственность за подражание экранным образцам несут не авторы, а зрители – если, конечно, по возрастной норме «18+» они ответственны за свои поступки. Среди вкладчиков «МММ», кстати, были и те, кто отлично понимал суть пирамидального мошенничества, всего-навсего перераспределяющего деньги, и цинично участвовал в этом деле, не понеся наказания за нечестную наживу.

Опубликовано в номере «НИ» от 24 февраля 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: