Главная / Москва / 20 Февраля 2014 г.

Все тайное станет явным

Театры столицы в ожидании новых реформ

ОЛЬГА ЕГОШИНА, ЕЛЕНА РЫЖОВА

Год культуры, как обещано, должен принести много изменений в театральной среде. Причем одну из главных интриг обозначил недавно глава столичного Департамента культуры Сергей Капков, который, выступая в эфире радиостанции «Эхо Москвы», сообщил о том, его ведомство намерено пересмотреть систему госдотаций городским театрам.

То, как будут финансироваться столичные театры, заботит и зрителей.
То, как будут финансироваться столичные театры, заботит и зрителей.
shadow
Предполагается разделить театры на 4 градации: детские, музыкальные, театры, являющиеся «московским достоянием», и театры, которые пока ищут свой формат.

Новость вызвала широкий резонанс среди театральных деятелей. Кто будет определять, какой театр является «достоянием», а какой нет? Каким образом чиновники станут распределять средства? Зачем нужны подобные нововведения? Это лишь малый круг вопросов, на которые хотелось бы знать ответ.

Сфера государственного финансирования – область, где традиционно царит тьма египетская. Вроде бы все понимают, что деньги, которые тратит государство (и на Олимпиаду, и на Госдуму, и даже на ГИБДД), – это деньги налогоплательщиков. Знать, сколько, на что и куда уходит, – не только право каждого гражданина, но как бы и его обязанность. В реальности же все окутано покровом тайны, и сколько денег кому выделяется – можно определить только по косвенным признакам.

Еще в 2007 году было принято Постановление правительства РФ № 684 о правилах публикации отчетов о деятельности автономного учреждения (в том числе и театра) и об использовании закрепленного за ним имущества. Но, увы, за семь прошедших лет никаких сдвигов в сторону прозрачности финансовой деятельности театров не произошло.

А полная закрытость порождает мрачные фантазии. В чужом кошельке денег всегда кажется больше. В московской театральной сфере множество деятелей свято убеждены, что, скажем, «Гоголь-центру» – по дружбе и кумовству – департамент дает больше остальных.

Как заметил худрук «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз: «Чиновникам нравится какой-то определенный театр – они приходят на его открытие, что бы там ни происходило, они его хвалят, дают ему деньги, и эти деньги уходят как в бездонную бочку. А другой почему-то не нравится, они не ходят, не смотрят и могут прислать на открытие человека сверх некомпетентного...»

Не в восторге от предстоящей градации театров и Марк Розовский, который в беседе с «Новыми Известиями» сказал буквально следующее: «Те театры, которые у нас на пьедестале и получают огромные дотации, на поверку делают очень посредственные спектакли. Это бывает довольно часто. Мы говорим, что этот театр закис, что он гнилой, что в нем много мертвечины, вот так и созидается эта мертвечина. Потому что, получив некое свое «особое положение», уже можно преспокойно существовать и не думать о высоком искусстве».

Но все же понятно желание Сергея Капкова почистить авгиевы конюшни финансовых дотаций и создать новую городскую театральную иерархию. Заместитель председателя СТД Геннадий Смирнов, в частности, говорит: «Я приветствую то, что власти эту работу начинают. Потому что если вообще ничего не делать, то будет как всегда: кто получал много, тот и будет так получать, кто получал мало, тот и будет получать мало. А это неправильно. Как я понимаю, департамент культуры не устраивает сегодня то, что театры финансируются по принципу «так сложилось».

Однако встает главный вопрос: что департамент примет в качестве критерия для определения объема финансирования?

Предварительно озвученная Сергеем Капковым на «Эхе Москвы» дифференциация сильно озадачила. Во-первых, разделить московские театры по градациям: музыкальные, детские, «московское достояние» и те, которые ищут свой формат, – физически не получится. Потому что существуют театры одновременно детские и музыкальные. Кого назвать «московским достоянием», и вовсе не понятно, так как в отличие от предыдущих этот критерий довольно расплывчат и предполагает исключительно вкусовые предпочтения, а тут, как известно, «товарищей нет». Кому-то главным достоянием Москвы кажется МХАТ им. Горького, а кому-то – Театр Юрия Погребничко или «Сатирикон»… Также обстоит дело и с театрами, которые «ищут свой формат» (поскольку любой живой театр – он, по определению, все время в поиске нового – идей, текстов, имен, форматов). Марк Розовский пояснил, что его театр подпадает буквально под все озвученные категории: «У нас есть детские спектакли, есть спектакли для молодежи, есть спектакли русской классики, есть спектакли музыкальные. Наш театр в этом смысле очень разнообразный».

Худруки московских театров, с которыми разговаривали корреспонденты «Театрала», подчеркивают, что реформа театральных дотаций необходима. Но осуществлять ее должны профессионалы, поскольку критерии оценки деятельности театров еще не определены.

Как сформулировал Геннадий Смирнов: «Самый главный вопрос: чем измерять результаты деятельности театров? Можно измерять их чисто количественными показателями (число сыгранных спектаклей и число зрителей, которые пришли на эти спектакли). Но это подход мало применимый к творческой деятельности, потому что, условно говоря, есть театры, где зрителей много, а показывают там непонятно что, и их бы вообще не надо финансировать! А чем тогда можно измерять? Вот это вопрос к социологам, вопрос, который требует комплексного подхода».

Еще более категоричен Иосиф Райхельгауз: «Критерии, по которым нужно определять финансирование театров, безусловно, необходимы, я в этом убежден. Но самое главное, КТО по этим критериям будет определять финансирование или значимость, КТО будет говорить – это хороший спектакль, а этот плохой, КТО будет определять – это экспериментальный театр, а этот достояние нации. Если это будут говорить мои коллеги, если об этом будут говорить люди, которым я изначально доверяю, я буду понимать, что не достоин или, наоборот, – достоин. А если это будет как сегодня – некие экспертные советы, о которых никто ничего не знает, которые ничего художественного в нашей профессии не сделали, то тогда, конечно, случится очередная катастрофа».

Выработка критериев, составление круга авторитетных экспертов – все это вопросы нелегкие и требующие профессионального обсуждения. А без них любая реформа закончится пшиком.

Редакция «НИ» обратилась в департамент культуры с просьбой рассказать о том, ведется ли в настоящее время столичным департаментом культуры какая-то работа в сфере изменения системы госфинансирования театров. Помощница Сергея Капкова Алла Семенышева объяснила «Новым Известиям», что глава ведомства, выступая в эфире «Эха Москвы», лишь озвучил идею: «Пока конкретных шагов в этом направлении не предпринимается. Но вообще проработкой этого вопроса занимается театральный отдел департамента культуры».

Не исключено, что при более детальном рассмотрении и обсуждении программы преобразования системы госдотаций департамент культуры пригласит для консультаций и представителей театрального сообщества. По крайней мере, подобная практика в последние годы в деятельности департамента прослеживается, а в необходимости перемен никто не сомневается.

Со своей стороны, газета «Новые Известия» и журнал «Театрал» готовы предоставить свои страницы для дискуссии и организовать круглый стол по этому поводу.

Опубликовано в номере «НИ» от 20 февраля 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: