Главная / Газета 12 Февраля 2014 г. 00:00 / Культура

Вместо шин картины

В бывшем промышленном НИИ состоялась выставка молодых художников

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО, фото автора

В одной из московских художественных мастерских прошла необычная выставка. Молодые художники, большинство из которых являются учениками Анатолия Осмоловского, открыли для всех желающих двери своей студии, расположенной на территории бывшего НИИ шинной промышленности. Ранее художники старались работать в андеграундной среде, однако осенью на одной из крупных столичных арт-площадок стартует масштабный проект, где участвуют эти молодые художники.

Художник Александр Вилкин из Санкт-Петербурга в преддверии выставки две недели жил и работал в московской мастерской.
Художник Александр Вилкин из Санкт-Петербурга в преддверии выставки две недели жил и работал в московской мастерской.
shadow
Художественная мастерская расположена на территории заводского комплекса, попасть в студию на выставку можно было только при наличии паспорта и временного пропуска. Охранники на проходной сердились: «Все ходят и ходят! Это ж невозможно столько пропусков выписывать!» После КПП немного опешившие гости попадали на закрытую территорию с большим количеством корпусов, в одном из которых и расположена мастерская. Выставка была организована по инициативе художников мастерской фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, среди которых Александра Галкина, Алиса Йоффе, Антон Николаев и Светлана Шуваева. Художники выступают за автономию, то есть не сотрудничают с институциями, сами управляют студией и выбирают себе куратора. Они же пригласили для участия в проекте еще нескольких живописцев из других городов: Александра Вилкина из Санкт-Петербурга, Александра Веревкина из Самары и Игоря Шуклина, уроженца Курска, проживающего в Берлине.

Сама студия представляет собой площадку в 340 кв. м, где расположены четыре бокса и один общий зал. Первое, что видит зритель, зайдя в мастерскую, – это бокс Антона Николаева, который расположен прямо у входа. Там повсюду, и на полу, и на стенах, развешено множество эскизов и зарисовок, которые он делает ежедневно: в метро, в гостях, на вечеринках, в студии и дома. Николаев – акционист в прошлом, поэтому и стиль рисования у него напоминает хэппенинг, такая своеобразная живопись нон-стоп. По его словам, создавая такие «живые» эскизы, он во многом, как и в фотографии, пытается поймать момент и тем самым зафиксировать жест.

Игорь Шуклин представил на выставку серию своих работ под названием «Винтаж».
shadow Чуть поодаль, в просторном зале, на одной из стен висит серия работ Игоря Шуклина под названием «Винтаж». Она состоит из шести полотен: пять картин в большом зале и одна, состоящая из четырех соединенных между собой холстов, в отдельном боксе. Сразу бросается в глаза большой логотип черного дракона из популярной компьютерной игры 1990-х годов «Мортал Комбат» и одноименного фильма. Как пояснил «НИ» сам Игорь Шуклин, его работы из этой серии действительно включают в себя множество субкультурных графических элементов, которые были распространены в 90-е годы. Например, логотипы рэп-групп, элементы культовых электронных игр, зашифрованные сюжеты из фантастических боевиков и так далее. «Игорь Шуклин – это типичный представитель трансавангарда, – поясняет «НИ» художник Антон Николаев. – Это явление, когда люди пользуются кусочками разных авангардных стратегий, создают микс. Этот подход характерен только для Игоря. Так, например, Саша Галкина и Алиса Йоффе работают в дадаистической парадигме, то есть делают жесты, которые обессмысливают реальность и заставляют взглянуть на нее с другой стороны. Творчество Светы Шуваевой можно назвать аналитическим модернизмом. Она очень тонко исследует структуру модернистской формы, что сближает ее с Кларой Голицыной и мастерами постживописной абстракции. В частности, с Кеннетом Ноландом и Фрэнком Стеллой. В свою очередь Александр Вилкин идет из арт-брута, а напротив Александр Веревкин – классический абстракционист, близкий к постживописной абстракции».

В течение двух недель ребята, приехавшие из других городов, жили и работали в мастерской, и во время открытия они делились своими впечатлениями с друзьями и гостями выставки. «Больше всего мне понравилось то, что сама площадка позволяла жить здесь без отрыва от работы, чем мы все с удовольствием и воспользовались, несмотря на то что нам предоставили возможность жить в гостинице, – рассказал «НИ» Александр Вилкин. – Но важно и другое. То, что у нас сложился хороший коллектив. Все художники на одной волне». У зрителей выставка вызвала разные эмоции. Кому-то такое искусство показалось слишком брутальным, кто-то засомневался в том, что это в принципе можно назвать искусством, третьи же с удовольствием фотографировались на фоне работ. Однако и те, и другие, и третьи были солидарны в том, что проект довольно интересный и заслуживает внимания: на одной площадке собрались очень разные художники, которых объединяет стремление работать в сфере живописи.

Собственно, живопись и есть основная тема другого проекта, в рамках которого и была организована однодневная выставка. Проект носит рабочее название «Грузите апельсины бочками. Искусство после Болотной площади», он стартует в Москве в сентябре. Выставка должна показать, как жест становится живописью – большая часть участников имеет акционистский опыт. Не случайно куратором этой выставки приглашен Анатолий Осмоловский, запомнившийся тем, что в начале нулевых ушел из политизированного акционизма с выставкой-манифестом «Как политические позиции становятся формой». Он единственный в России специалист, который может связать акционизм и академизм.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 февраля 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: