Главная / Газета 23 Декабря 2013 г. 00:00 / Культура

Вечные сюжеты

В Северной столице представлены иллюстрации к Ветхому Завету

СВЕТЛАНА РУХЛЯ, Санкт-Петербург

Выставка La Bible – редкая возможность познакомиться с оригинальными литографиями Марка Шагала, иллюстрирующими события Ветхого Завета. Работы сопровождаются соответствующими им фрагментами из Библии, дополнены литографиями из серии «Окна Иерусалима» и «положены» на музыку. Тщательно подобранная музыкальная интонация создает атмосферу умиротворения и созерцательности.

Марк Шагал. «Встреча Руфи и Вооза».<br>Фото: С САЙТА ВЫСТАВКИ
Марк Шагал. «Встреча Руфи и Вооза».
Фото: С САЙТА ВЫСТАВКИ
shadow
«Еще в детстве я был пленен Библией, – писал художник, – мне всегда казалось, да и теперь кажется, что это величайший источник поэзии на все времена. С той поры я искал ее отражение в жизни и искусстве».

К работе над иллюстрациями к Священному Писанию Шагал приступил в начале 1930-х годов, получив заказ от французского издателя Амбруаза Воллара. Погружению в тему способствовало предпринятое накануне путешествие по Сирии, Египту и Палестине. Однако выполненные художником на протяжении 1930–1940 годов черно-белые офорты так и не были изданы Волларом (в 1939 году он погиб в автомобильной катастрофе) и увидели свет только в середине минувшего столетия. В 1956 году Шагал обращается к технике цветной литографии: вечные сюжеты обретают краски, почти материальную плоть, становятся ближе и понятнее самым обычным и даже далеким от искусства людям.

«Окна Иерусалима» – эскизы витражей для синагоги Хадассы – медицинского центра Еврейского университета. Расписанные Шагалом витражные окна посвящены двенадцати коленам Израилевым. «Все время, пока я работал, – рассказывал художник, – я чувствовал, что мой отец и моя мать смотрят из-за моего плеча, а за ними – те миллионы евреев, которые исчезли недавно и тысячи лет тому назад». Особая технология нанесения краски на стеклянные панели, предложенная Шагалу его ассистентом – мастером по росписи стекла Шарлем Марком, придает витражам необычайную выразительность и «глубину». В восприятии же самого художника витраж не что иное, как «прозрачная перегородка, разделяющая два сердца: мое и всего мира». А еще мастер считал, что витраж «дает ощущение света». Пожалуй, именно светом «пронизана» и нынешняя экспозиция, наполняющая сердце радостью, а душу – тайным знанием, открывшимся в свое время художнику и транслированным им – через себя – всему миру.

Опубликовано в номере «НИ» от 23 декабря 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: