Главная / Газета 10 Декабря 2013 г. 00:00 / Культура

Крылья даны всем

В Москве прошел гала-концерт учащихся академии искусств для инвалидов

ЕЛЕНА ЧАЛЕНКО

В Российской государственной специализированной академии искусств состоялся гала-концерт, посвященный Международному дню инвалидов. Учащиеся этого уникального вуза продемонстрировали на сцене академии свои высокопрофессиональные творческие успехи.

Незрячая пианистка Елена Кухаренка исполняет
Незрячая пианистка Елена Кухаренка исполняет "Токкату" Прокофьева
shadow
Если заглянуть в дом 12 в Резервном проезде, то создается впечатление, что под одной крышей собрали Гнесинку, Суриковское училище и ГИТИС. Из одного зала звучит фортепианная музыка, за дверью другого поют, у балетного станка занимаются хореографией, а в коридорах по стенам развешаны картины, многие из которых могли бы украсить известные галереи. Одним словом, классическая атмосфера хорошего столичного творческого вуза. Прислушаешься и понимаешь, что в танцклассах и кабинетах актерского мастерства стоит непривычная тишина. А приглядевшись внимательно к блистательно играющей Прокофьева пианистке, заметишь, что она не смотрит в ноты – она слепа. Зайдя в класс рисунка и керамики, увидишь, что рисуют ребята, у которых нет рук...

Специализированная академия искусств, где проходил гала-концерт, посвященный Международному дню инвалидов, дает творческую профессию людям, у которых в нашем обществе практически нет возможности самореализоваться. В лучшем случае к этим людям относятся с жалостью, как к несчастным и обездоленным. Но студенты РГСАИ таковыми себя не считают. Это люди сильные духом.

Глухой танцор, слепая пианистка, художник без рук. «Цель их обучения рациональна – дать инвалидам профессию, – рассказала корреспонденту «НИ» организатор концертной деятельности вуза Елена Клименко. – Понимаете, мы все ходим рядом с такой бедой... То, что случилось с этими ребятами, – это беда, но на сцене они короли. Здесь они забывают об увечье, они выше, прекраснее простых смертных». Прикосновение к искусству творит чудеса. «Когда какой-то орган не работает, другие мобилизуются и начинают действовать гораздо интенсивнее. Ограничения становятся движущей силой наших студентов. Известно, что во время пластических спектаклей плохо слышащие актеры отключают слуховые аппараты, чтобы звук их не отвлекал», – говорит Елена Васильевна.

Вот на сцене незрячая пианистка Елена Кухаренко исполняет «Токкату» Прокофьева, она здесь звезда, лауреат многих международных конкурсов, ее дедушка – известный композитор. «Все, что у меня есть, дала мне академия», – говорит девушка. Сейчас у Лены уже есть свои ученики.

Звучит гимн академии, на сцене студенты театрального факультета. Слабослышащие и абсолютно, как здесь говорят, тотально глухие, поют на языке жестов. Но поверить в их глухоту трудно. Язык пластики понятен без всякого перевода, речь жестов на этой сцене выразительнее любых слов. И для глухих зрителей такой художественный перевод – единственная возможность понять, что есть музыка.

Необыкновенно органичный и пластичный Алексей Лемешев играет в институтском спектакле «Крылья даны всем» по книге Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». В академии есть два театра – камерный и оперный, есть оркестр народных инструментов и классический оркестр. «Людей, не слышащих от рождения, учат ритму, учат создавать пластические композиции и делать это не технично, а высокохудожественно, – рассказал корреспонденту «НИ» ректор академии Александр Якупов. – Наши уникальные методики позволяют обучать инвалидов лучше всех в мире, большинство методик просчитаны до сотой доли на компьютере. Все жесты просчитаны математически. Техническая база у нас очень сильная. А преподают часто наши выпускники. В других странах студентов с ограниченными возможностями в творческих вузах не обучают. Трудоустройство питомцев академии почти стопроцентное, и большинство работают по профессии. Многие возвращаются в свои родные города, и там бывают востребованы как актеры и музыканты».

Историю Риммы рассказала профессор, заслуженный художник России Елена Болотских: «Когда Римма появилась в академии, она могла рисовать только лежа. Тяжелобольная девочка с диагнозом ДЦП почти не могла двигаться, но рисовать хотела бесконечно. Ее картины прекрасны. И через некоторое время Римма могла уже стоять у мольберта. Кисти и карандаши зажимала между запястьями. Вопреки запретам врачей Римма забеременела и родила абсолютно здоровую девочку. С ее отцом Римма тоже познакомилась в академии». Режиссер Владимир Левин снял документальный фильм о ней под названием «Крутая Римма», и этот фильм неоднократно становился лауреатом на международных фестивалях документального кино.

«Мы в стенах института ко многому привыкли, но история Александра Похилько потрясает. Он очень талантливый художник, без рук и без ног. Рисует культями, но так, что легко перевелся в Суриковское училище. Я помогала ему, учила, лечила, даже протезы из Америки добыла. На этих протезах он взошел на гору Килиманджаро. Был такой проект для инвалидов. Второй участник программы не смог, а у Саши получилось», – рассказала Елена Болотских.

Конечно, ребята, которым посчастливилось попасть в академию, преодолев свою болезнь и предрассудки окружающих, – особые люди и могут служить примером для большинства людей, в том числе здоровых. Но они сильны не только сами по себе, в своей альма-матер они творят коллективно. И это тоже придает им сил. И не только им. В академию приходят получить заряд сил и вдохновения многие творческие люди. Режиссер Сергей Лобан два своих фильма – «Пыль» и «Шапито-шоу» – снял с участием слабослышащих студентов РГСАИ. С «крутой» Риммой Лобан тоже хорошо знаком и считает ее гениальной художницей, она рисует эскизы для его фильмов.

Опубликовано в номере «НИ» от 10 декабря 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: