Главная / Москва / 25 Октября 2013 г.

Театральная Мекка

Какие открытия и сюрпризы подготовила столичным зрителям фестивальная осень

Ольга СЕРЕГИНА

Завтра в Москве начинает свою работу фестиваль «Сезон Станиславского». В честь 150-летия великого реформатора сцены организаторы фестиваля решили составить программу исключительно из работ лучших мастеров современного театра. Стартует «Сезон» с выстрела дуплетом: на двух сценах в эти выходные будут показаны спектакли лучшего режиссера Франции Люка Бонди – «Счастливые дни Аранхуэса» (на сцене МОДИ «Кузьминки») и грандиозного немецкого актера Мартина Вуттке, привезшего в Москву свою постановку «Мнимый больной», где он играет заглавную роль (на сцене Гоголь-центра).

Фото: AFISHA.YANDEX.RU
Фото: AFISHA.YANDEX.RU
shadow
Этой осенью Москва, как никогда, оправдывает свой титул театральной Мекки. Буквально по словам поэта: «Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса». Только закончились репрезентативные гастроли питерского МДТ-Театра Европы. На спектакли Льва Додина выбрались даже зрители, в театр заглядывающие редко – от Филиппа Киркорова до Светланы Медведевой, бывшей первой леди России. Что говорить о театралах, которые буквально с Нового года копили деньги на это недешевое удовольствие (цены на некоторые постановки доходили до 10 тыс. рублей, и часть публики посчитала, что их дешевле все смотреть по месту питерской прописки театра, где нет фестивальных накруток).

Сейчас любителей театра ждет очередная напряженная пара недель. В программе фестиваля заявлены постановки людей, определяющих лицо современного мирового театра. Начинает фестиваль Люк Бонди. Театралы помнят его «Чайку», приезжавшую в Москву на Театральную Олимпиаду, и можно только пожалеть, что французский небожитель так долго не был в России (чем представительнее имя, тем сложнее заманить его на фестиваль). Поставленную им в Бургтеатре пьесу Питера Хандке «Счастливые дни Арахуэса» немецкая критика назвала прощанием с днями сексуальной революции. Дорте Лисевски в дуэте с Йенсом Харзером блистательно играют перипетии отношений, завораживая каждой интонацией и каждым нюансом.

Рядом с этой, по-французски изящной «штучкой» «Мнимый больной» Мартина Вуттке кажется особенно брутальным, по-немецки обстоятельным. Милый, добродушный Арган, занятый исключительно своими хворобами, в исполнении Вуттке обнаруживает зловещие черты семейного диктатора (как ни вспомнить его легендарного Артуро Уи или грандиозно сыгранных Гитлера и Арто в моноспектакле «Арто и Гитлер в романском кафе).

Эстафету Вуттке подхватит австриец Клаус-Мария Брандауэр (ставший вместе с Мартином Вуттке в этом году лауреатом юбилейной Премии Станиславского). Грандиозный актер, которого все помнят по кинотрилогии Иштвана Сабо «Мефисто», «Полковник Редль» и «Хануссен», – в этот раз предстанет перед нами в образе постаревшего клоуна.

Петер Штайн поставил для своего любимого премьера моноспектакль по пьесе Беккета «Последняя лента Крэппа» (на фото). Эта история неудачника, который на пороге старости пытается пройти по своему магнитофонному дневнику и подвести неутешительные итоги, сыграна Брандауэром с величавой простотой и театральной выразительностью. Старый гаер на пороге смерти сумел обрести и человеческое достоинство, и бесстрашие перед лицом распахнутых ворот вечности.

Герои сценической дилогии Эймунтаса Някрошюса – «Божественной комедии» и «Рая» уже перешли границу иного мира и путешествуют по Аду, Чистилищу и Раю. Великий литовский режиссер выстроил свою топографию загробного мира, в чьих расходящихся тропках и символах легко запутаться. Любовь к прекрасной юной Беатриче ведет Данте страшными кругами ада, запутанными дорогами Чистилища. В Раю Эймунтаса Някрошюса звучит старая литовская песня о сизой голубке, которую ищет беспокойное сердце…

Завершает фестивальную программу постановка Люка Персеваля. Руководитель гамбургского театра «Талия» этой осенью – один из самых популярных гостей российских фестивалей. Только что на Балтдоме он показал своих «Братьев Карамазовых», в конце ноября на Зимнем Санкт-Петербургском фестивале он покажет «Каждый умирает в одиночку» по Хансу Фалладе. В Москву же Персеваль привозит свой шедевр – постановку по Вольфгангу Борхерту «Там за дверью». Пьеса о солдате, вернувшемся с войны и никак не могущем вписаться в прежнюю мирную жизнь, превратилась у Персеваля в скорбный музыкальный реквием о всех жертвах войны.

А всем нам, видимо, придется запасаться силами, чтобы справиться со шквалом имен, открытий и сюрпризов, которые готовит фестивальная осень.


Десятка самых продаваемых книг в «Москве»
«Новые Известия» думают и о тех, кому не хочется в эти холодные осенние дни выходить из дома. Специально для нас книжный магазин «Москва» составил список из десяти книг, которые чаще всего покупали читатели на уходящей неделе.

1. Владимир Сорокин «Теллурия».
2. Дэн Браун «Инферно».
3. Олег Дорман «Нота. Жизнь Рудольфа Баршая, рассказанная им в фильме Олега Дормана».
4. «Так говорила Фаина Раневская».
5. Уильям Индик «Психология для сценаристов. Построение конфликта в сюжете».
6. Антонина Пирожкова «Я пытаюсь восстановить черты. О Бабеле – и не только о нем».
7. Людмила Улицкая «Детство 45-53. А завтра будет счастье».
8. Петр Вайль, Александр Генис «60-е. Мир советского человека».
9. Марк Леви «Сильнее страха».
10. Умберто Эко «История иллюзий. Легендарные места, земли и страны».

Опубликовано в номере «НИ» от 25 октября 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: