Главная / Газета 30 Сентября 2013 г. 00:00 / Культура

Болезни, мечты и реальность

В Сан–Себастьяне лучшей операторской работой признали фильм «Каннибал»

ЕЛЕНА ПЛАХОВА, Сан-Себастьян

«60+1» – такова была формула кинофестиваля в Сан–Себастьяне, год назад отметившего свой юбилей и теперь как бы берущего передышку от торжеств. Впрочем, и на 61-м фестивале было отмечено не меньше звезд, чем на предыдущих. Чествовали Оливера Стоуна, призами «Доностия» за вклад в кинематограф награждали Хью Джекмана и Кармен Мауру, великолепно сыгравшую главную ведьму в фильме Алекса де ла Иглесиа «Ведьмы из Сугаррамунди». Первоклассные актеры были заняты во многих конкурсных фильмах, среди них такие знаменитости первого ряда, как Джейк Джилленхол, Николь Кидман, Риз Уизерспун, Хавьер Камара и Колин Ферт.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «КАННИБАЛ»
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «КАННИБАЛ»
shadow
Сами конкурсные фильмы были очень разные, но по большей части тяготели к жанровому кино. Канадский «Враг» Дениса Вилленева рассказывал о метаниях человека, встретившего своего двойника. Испанский «Каннибал» (неожиданно обнаруживший российского копродюсера в лице студии «СТВ») пытался пробудить наше сочувствие к маньяку, поедающему встречных красавиц: этот фильм получил заслуженный приз за операторскую работу. Атом Эгоян попытался уйти от чистого жанра в сторону экзистенциальной драмы, но в результате снял довольно вялый сюжет из реальной криминальной хроники под названием «Дьявольский узел»: речь идет об убийстве трех мальчиков в американской глубинке, которое ошибочно приписали секте юных сатанистов.

В программе было немало фильмов «со сдвигом» о всяких загадочных и мистических случаях. Например, герой французской ленты «Моя душа, исцеленная тобой» режиссера Франсуа Дюпейрона получает в наследство от умершей матери дар целителя и довольно успешно им пользуется, чтобы наладить свою личную жизнь. Такого целителя явно не хватает героине испанской картины «Раненая» Фернандо Франко: девушка, работающая шофером скорой помощи, оставшись наедине, режет себя бритвой, а также мучается сама и изводит других морально. Она не знает, что больна недугом, который диагностируется как «пограничное расстройство личности». Жюри во главе с американским режиссером Тоддом Хэйнсом так впечатлилось этой работой, что наградило ее спецпризом, а также «Серебряной раковиной» для Мариан Альварес, признанной лучшей актрисой (отдыхайте, Кидман и Уизерспун).

Выделялась из общего ряда лента «Для тех, кто не может ничего рассказать». Она снята двумя женщинами – боснийкой Ясмилой Жбанич и австралийкой Ким Версо, которая подала изначальную идею этого проекта и сыграла главную роль. Ее героиня, туристка из Австралии, оказывается в Вышеграде, на границе Боснии и Сербии, в романтическом отеле, рекомендованном всеми справочниками. И с ужасом узнает, что во время войны именно в этом отеле были изнасилованы и убиты двести боснийских женщин. Сербские власти региона скрывают правду о военных преступлениях, героиню высылают из страны, где за дивными пейзажами проступают раны недавней войны.

За лучший сценарий приз вручен остроумной политической сатире Бертрана Тавернье «Набережная д’Орсе»: она же награждена призом

ФИПРЕССИ. Ее вымышленный герой Александр Тайяр де Вормс (блестящая роль Тьерри Лермита) занимает пост министра иностранных дел Франции и исповедует веру в то, что секрет успеха в политике – язык. В поисках актуальных слоганов он обращается к Гераклиту, а потом с помощью команды спичрайтеров переводит древнюю мудрость в современную политическую пошлость. Соединяя черты многих реальных политиков, Тавернье выводит на поверхность их невежество и девственную уверенность в том, что все люди дерьмо.

Самые престижные награды достались двум латиноамериканским фильмам. Приз за режиссуру – мексиканскому под названием «Клубный сэндвич». Режиссер Фернандо Эймпке предлагает минималистское наблюдение за матерью и сыном-подростком, проводящим отпуск в приморском отеле. Они маются от жары, безделья и сексуальных проблем: в конце концов, мальчику помогает их разрешить девчонка-сверстница, к счастью, появившаяся в отеле.

Самый главный приз «Золотая раковина» присужден фильму «Плохие волосы» режиссера из Венесуэлы Марианы Рондон. И здесь в фокусе внимания мать и сын, только еще не вошедший в пубертатный возраст. Его идея фикс – распрямить свои кудрявые волосы, чтобы походить на своего эстрадного кумира. Между тем вокруг идет тяжелая борьба за существование. Мать все время теряет работу – то уборщицы, то охранника. Бабка почти свихнулась после гибели сына-бандита. Спасение главному герою опять же приходит в лице девочки-сверстницы: они вместе фантазируют и воображают себя звездами телевидения. Мир мечты может заменить реальность, но только на время: столкновения с нею еще впереди.

Опубликовано в номере «НИ» от 30 сентября 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: