Главная / Газета 25 Сентября 2013 г. 00:00 / Культура

Сила течения

В Северной столице показали «акции» Флюксуса

СВЕТЛАНА РУХЛЯ, Санкт-Петербург

В рамках проекта «Эрмитаж 20/21» в здании Главного штаба открылась выставка «Флюксус: Атласы российской истории» – редкая для российской публики возможность «погружения» в «поток жизни» европейского арт-движения 1950–1960-х годов (данная экспозиция третья в истории России).

Бен Вотье. «Спичечный коробок для тотального искусства». 1966 г.
Бен Вотье. «Спичечный коробок для тотального искусства». 1966 г.
shadow
В переводе с латинского языка fluxus – не что иное, как движение, поток, течение. Отец-основатель Флюксуса Джордж Мачюнас «слил» в этом потоке разнообразнейшие способы художественного выражения со средствами коммуникации. Получилась «река» без берегов и без какой-либо ограничительной линии. Произведением искусства становился не результат творческой деятельности, а сам процесс. «Флюксус – это не момент истории, – утверждал активный участник движения Дик Хиггинс. – И не направление в искусстве, это способ делания вещей, традиция, образ жизни и смерти». «Флюксус – это состояние души», – вторил ему другой участник, Нам Джун Пайк.

Отличающиеся крайней спонтанностью, стихийностью, произвольностью новые формы самовыражения закономерно переросли в жизненную философию. В попытках уйти от пафоса модернизма, каких бы то ни было «условностей» классического искусства адепты движения взяли на вооружение эстетику дадаизма (хотя сами дадаисты выступали за разрушение любой эстетики) и русского авангарда начала ХХ столетия. И вслед за последователями Тристана Тцара (родоначальника дада) объявили «войну» рационализму и логике.

Работы, представленные в Главном штабе, раскрывают художественную практику Флюксуса максимально полно. Архивные фотографии, запечатлевшие акции движения, позволяют ощутить если не атмосферу, в которой они проходили, то некий замерший на мгновение сгусток жизни и потрясающее жизнелюбие. Движение буквальное, а не оставленное щелчком фотоаппарата – инсталляции и фильмы, снятые Йонасом Мекасом на 16-миллиметровую пленку и повествующие о его путешествиях в конце 1960–1970 годов. Одному из создателей американского независимого кино посвящена специальная экспозиция, органично встроенная в общую канву.

Концептуальная работа Джорджа Мачюнаса «Атласы российской истории» – попытка воссоздать летопись событий и фактов с древнейших времен до периода расцвета Российской империи. Благодаря использованному художественно-документальному приему история выглядит не мертвым слепком с прошлого, а словно возникает (рождается) на наших глазах.

В разные годы помимо Мекаса и Мачюнаса участниками арт-движения были Йоко Оно, Йозеф Бойс, Генри Флинт, Милан Книзак, Джордж Брехт, Нам Джун Пайк, Ла Монте Янг, Бен Вотье… Всего же за период существования Флюксуса идеи Мачюнаса – «Очистить мир от буржуазной тошнотины, интеллектуальной, профессиональной и коммерческой культуры! От мертвого, искусственного, абстрактного искусства! Бороться за революционный поток и порядок в искусстве, развивать жизненное искусство, антиискусство! Создавать реальность, которая не будет полностью заграбастана критиками, дилетантами и профессионалами! Сплавлять культурные, социальные и политические революции в единую акцию!» – поддержали около трех десятков художников.

Опубликовано в номере «НИ» от 25 сентября 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: