Главная / Газета 24 Сентября 2013 г. 00:00 / Культура

Путешествие по России

На «АРТмиграции» открыли свободный вход для зрителей и для молодых талантов

ОЛЬГА ЕГОШИНА

В Москве закончил свою работу фестиваль «АРТмиграция», который сумел доказать и свою востребованность, и свою особость на фестивальной карте Москвы. По замыслам организаторов, в афишу «АРТмиграции» вошли спектакли недавних выпускников столичных вузов, поставленные в российских провинциальных театрах. Кого-то из режиссеров Москва открыла для себя впервые, кого-то увидела в незнакомом ракурсе. Вход в зал был свободным, и, надо сказать, на этом фестивале был совершенно особый зал – студенты, школьники, театральные ценители. Приятно, что многие приходили изо дня в день – их интересовал не разовый спектакль, но фестиваль в целом.

Провинцию часто воспринимают некой черной дырой, где гибнут в борьбе с косной публикой и театральными замшелыми традициями молодые таланты. Где не дают ходу ни смелым идеям, ни новаторским начинаниям… На деле выясняется, что работа в провинциальном театре, где часто не хватает средств и постановочных возможностей, где нет пиар-машины, беззастенчиво эксплуатируемой самыми пронырливыми, оказывается для выпускников театральных вузов полезной школой. И провинциальные постановки молодых режиссеров оказываются куда более свободными и артистичными, лучше сделанными и придуманными, чем их же спектакли в столичных театрах.

Скажем, если бы не «АРТмиграция», которая привезла постановку «Чука и Гека» в новосибирском «Глобусе» Полины Стружковой, мы бы имели довольно превратное представление о режиссере, только что выпустившем премьеру «Мама-кот» в Театре Маяковского. Трудно поверить, что аляповатое, растянутое, невыносимо сентиментальное сочинение на большой сцене Маяковки, больше всего напоминающее средней руки детский утренник в каком-нибудь окраинном ДК, и прелестный легкий спектакль по повести Гайдара поставила одна и та же рука.

«Чук и Гек» – спектакль редкой цельности, где легкая сочинительская интонация соединена с постановочным мастерством. Полина Стружкова перенесла действие в тон-студию, где записывается радиоспектакль по повести Гайдара. Прием показа, как «снимается спектакль» или как он озвучивается, сейчас весьма популярен в мире. Практически все спектакли популярной у нас англичанки Кети Митчелл строятся именно на нем. Но там, где у Митчелл все всерьез и крайне торжественно, – у Стружковой превращено в игру и пародию. Никаких армий осветителей, звуковиков, помрежей и операторов. Двое исполнителей и читают текст, и азартно воспроизводят все требующиеся в том или ином эпизоде звуки. К примеру, исполнитель роли Чука (Иван Басюра) изображает, как он открывает дверь, а Гек (Марина Кондратьева) крутит машинку, имитирующую скрип двери. Или когда Ведущий читает строки о том, как стучали колеса поезда, везущего Чука, Гека и их маму в Сибирь к отцу, – Чук и Гек радостно катают колеса по колее, извлекая искомый стук движущегося поезда.

Художник Мария Кривцова объединила узнаваемые вещи из предвоенных лет – детские вязаные шапки с помпонами, шерстяные шали, которые обвязывают грудь, вязаную скатерть, валенки, чемоданы с подбитыми железными углами – с диковинными театральными машинами. Если кидать на такую белую крошку, то на сцене закружится настоящая сибирская метель.

Режиссер не стала ни утяжелять историю о мальчиках, которые ехали к своему папе, ни высмеивать ее простодушную наивность. В конце концов, театр детской скорби у нас строят довольно многие, а вот театр чистой детской радости удается создать далеко не всем. И самой Полине Стружковой это удается тоже не всегда.

«АРТмиграция», как и Фестиваль малых городов, открывает для нас новый театральный облик провинции. И хочется надеяться, что успешно начатый опыт будет продолжен.

Опубликовано в номере «НИ» от 24 сентября 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: