Главная / Газета 18 Сентября 2013 г. 00:00 / Культура

Разорванный круг

В Особняке Румянцева представлены произведения Ленинградской пейзажной школы

СВЕТЛАНА РУХЛЯ, Санкт-Петербург

Музей истории Петербурга проводит выставку «Я этим городом храним...» – своего рода антологию городского пейзажа 1920–1940 годов авторства ленинградских живописцев, многие из которых входили в легендарное художественное объединение «Круг художников». Экспозиция развернута в небольших прямоугольных залах Особняка Румянцева, наполненных туманной дымкой, серовато-сумрачным и таким характерным для осеннего Петербурга светом. «Погруженные» в мутноватую белизну воздуха изображения зданий, набережных, мостов становятся еще более серебристыми, размытыми, прозрачными...

Алексей Почтенный. «Ленинград. Биржевой мост». 1930 г.<br>Фото: С САЙТА МУЗЕЯ
Алексей Почтенный. «Ленинград. Биржевой мост». 1930 г.
Фото: С САЙТА МУЗЕЯ
shadow
Ленинградская пейзажная школа – настоящий феномен русского изобразительного искусства третьего и четвертого десятилетий прошлого столетия. «Пейзаж по существу включает в себя мировоззрение эпохи», – декларировал яркий представитель «школы» Георгий Траугот. «Натура» заменялась воспоминанием, чувствованием, представлением, что не мешало ей сохранять реальность и узнаваемость. В живописи использовались графические элементы, отличительной чертой письма была его «быстрота», цветовой композиции – лаконичность.

«Круг художников» был образован в марте 1926 года выпускниками организованного в Петрограде (вместо распущенной в 1922 году Академии художеств) Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН). Нащупывая «стиль эпохи», участники объединения стремились, как следует из их декларации, выразить «новое жизнепонимание и ощущение в живописно-пластических образах» и невольно закладывали эстетические основы нового реализма. За первые четыре года существования сообщества ими было проведено множество выставок в рабочих и творческих клубах, дворцах культуры. Трижды – в 1927, 1928 и 1929 годах – художники демонстрировали свое искусство в Русском музее. Экспозицию 1928 года почтил своим присутствием нарком просвещения Анатолий Луначарский, и именно ей было суждено стать некой кульминацией в летописи «Круга».

В начале 1930 годов зазвучали голоса, обвинявшие «круговцев» в «буржуазности», «формализме», «политической незрелости», и выставочная деятельность объединения была прекращена. Принятое весной 1932-го постановление политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» поставило на «Круге художников» окончательный крест. Впереди были осуждение и забвение.

Годы репрессий и Ленинградская блокада немилосердно «выкосили» наследие «круговцев» – большая часть произведений оказалась навсегда утраченной. Тем значительней любая возможность соприкоснуться с уникальным явлением ленинградского искусства 1920–1930 годов в современном выставочном пространстве.

Коллекция Музея истории Петербурга дополнена работами из собраний Музея Анны Ахматовой, ЦВЗ «Манеж», частных коллекционеров, что позволило сделать экспозицию не только внушительной, но и многомерной. В рамках выставки широко представлены произведения «глашатая» творческих манифестов «Круга художников» Вячеслава Пакулина, ярчайших представителей ленинградской школы пейзажной живописи Александра Ведерникова и Алексея Почтенного. Есть возможность познакомиться с чудом сохранившимися пейзажами «сгинувшего» в сталинских лагерях Николая Емельянова, погибших в дни Ленинградской блокады Давида Загоскина и Владимира Гринберга. Лиричны и живописны работы Татьяны Купервассер, находившейся «в тени» своего супруга, видного «круговца» Александра Русакова, и создательницы необыкновенно поэтичного художественного языка Милицы Чарнецкой.

Опубликовано в номере «НИ» от 18 сентября 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: