Главная / Газета 28 Августа 2013 г. 00:00 / Культура

Венеция: перезагрузка

Международный кинофестиваль снова отмечает юбилей

ЕЛЕНА ПЛАХОВА, Венеция

Сегодня открывается очередной Венецианский кинофестиваль. С его возрастом даже у историков проблемы: никак не сосчитать. В прошлом году он отмечал свое 80-летие: и действительно, фестиваль возник в 1932 году. А в этот раз снова юбилей: фестиваль по счету – 70-й. Такой солидной цифры не знает ни один его конкурент, даже Канны. Разнобой в датах объясняется просто: после волнений 1968 года фестиваль пришел в упадок, и были годы, когда он вообще не проводился. Но теперь Венеция полна энергии и сил. Под руководством опытного куратора Альберто Барберы она конкурирует не только с Каннами, но и с проходящим почти в те же сроки Торонто, и с новым Римским фестивалем, куда ушел бывший директор Венецианского Марко Мюллер.

Один из шедевров отечественного кинематографа вошел в программу Венецианского фестиваля.<br>КАДР ИЗ ФИЛЬМА «МОЙ ДРУГ ИВАН ЛАПШИН»
Один из шедевров отечественного кинематографа вошел в программу Венецианского фестиваля.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «МОЙ ДРУГ ИВАН ЛАПШИН»
shadow
И Мюллер, и Барбера любят российское кино, а самым амбициозным и ожидаемым фестивальным фильмом made in Russia,безусловно, можно считать «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего. Венеции не удалось его получить: мировая премьера последней работы недавно умершего классика состоится в ноябре в Риме. Однако и в Венеции покажут Германа – только не нового, а старого: специально для фестиваля отреставрирована копия фильма «Мой друг Иван Лапшин». Он будет представлен в очень любопытной программе Venezia Classici. Такие ретроспективные программы готовят на всех крупных фестивалях, но в Венеции будет своя изюминка. Впервые в фестивальной практике создано жюри, которое присудит свои призы классическим картинам. Соревноваться будут «Человек-зверь» Жана Ренуара, «Моя дорогая Клементина» Джона Форда, «Пайза» Роберто Росселлини, «Туманные звезды Большой Медведицы» Лукино Висконти, «Провидение» Алена Рене, «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» Нагисы Осимы, «Помнишь ли ты Долли Белл?» Эмира Кустурицы: ни один современный конкурс не выдержит сравнения с такой эксклюзивной коллекцией. А войдут в жюри студенты итальянских киновузов: таким образом, будет протянута связующая ниточка от классического наследия к приоритетам молодой продвинутой публики.

Еще одна специальная акция приурочена к 70-летию фестиваля: подготовлен юбилейный альманах «Будущее: перезагрузка». В него вошли 70 одноминутных (или, в крайнем случае, полутораминутных) фильмов, посвященных знаменательной дате. Их сняли 70 режиссеров со всего мира от Кшиштофа Занусси до Катрин Брейя, от Атома Эгояна до Апичатпонга Вирасетакула, от Джеймса Франко до Ульриха Зайдля. В этом ареопаге прославленных имен есть и три наших – Алексей Герман-младший, Алексей Федорченко (оба – участники и лауреаты венецианских конкурсов), а также Марлен Хуциев – старейшина этого проекта.

Конкурсная венецианская программа этого года обошлась без российского кино: в нее не попали новые фильмы Алексея Учителя, Валерии Гай Германики, Ангелины Никоновой. Не оказалось в Венеции и фаворитов наших национальных фестивалей в Сочи и Выборге – «Географ глобус пропил» Александра Велединского, «Она» Ларисы Садиловой, «Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой. И это чрезвычайно обидно, учитывая, что нынешний год в российском кино оказался далеко не худшим, но международных успехов оно за редкими исключениями не достигло. Сегодня приходится лишь вспоминать о том, что именно в Венеции наши фильмы получили наибольшее количество высших наград – от «Иванова детства» Андрея Тарковского до «Фауста» Александра Сокурова.

Главными претендентами на «Золотого льва» и другие награды венецианского конкурса обещают стать фильмы «Теорема зеро» Терри Гиллиама, «Уличные псы» Цая Минляна, «Том на ферме» Ксавье Долана, «Ревность» Филиппа Гарреля, «Филомена» Стивена Фрирза и «Ветер крепчает» классика японской анимации Хаяо Миядзаки. Но помимо конкурса в Венеции будет много спецсобытий и параллельных программ. Уильяму Фридкину вручат почетного «Золотого льва». Другой приз получит Анджей Вайда, он также покажет свой новый фильм про Леха Валенсу. Жюри главного конкурса возглавит Бернардо Бертолуччи. А откроется фестиваль – второй раз в своей истории – научно-фантастическим фильмом: впервые это случилось в 2000 году, когда на открытии показали «Космических ковбоев» Клинта Иствуда. Нынешний фильм открытия называется «Гравитация» и повествует об испытаниях, выпавших на долю двух героев-астронавтов, мужчины и женщины, чей космический корабль терпит бедствие. Запасы кислорода кончаются, и им ничего не остается, как выйти в открытый космос. «Гравитация» поставлена мексиканским режиссером Альфонсо Куароном, успешно вписавшимся в Голливуд. Вместе с ним представлять картину приедет пара голливудских ветеранов – Джордж Клуни и Сандра Баллок: им и предстоит первыми пройти по звездной дорожке юбилейного фестиваля.

Опубликовано в номере «НИ» от 28 августа 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: