Главная / Газета 19 Августа 2013 г. 00:00 / Культура

«Леопард» для Казановы и Дракулы

В Швейцарии подвели итоги кинофестиваля

ЕЛЕНА ПЛАХОВА, Локарно

В Локарно завершился 66-й Международный кинофестиваль – один из старейших и престижнейших в Европе. Его особая привлекательность – в наличии уникального открытого кинозала на старинной Пьяцца Гранде, который в эти августовские вечера принимал до восьми тысяч гостей. И практически каждый вечер помимо нового фильма организаторы предлагали зрителям встречу с ярким человеком из числа живых легенд.

Режиссер Альберто Серра получил главный приз фестиваля за фильм «История моей смерти»<br>Фото: EPA
Режиссер Альберто Серра получил главный приз фестиваля за фильм «История моей смерти»
Фото: EPA
shadow
Чтобы получить приз за вклад в кинематограф, на фестивальную сцену поднимались то Кристофер Ли, то Фэй Данауэй, то Виктория Абриль, то Отар Иоселиани. Вернер Херцог не только представил свой классический шедевр «Фицкарральдо», но и провел грандиозный мастер-класс. Анна Карина и Жаклин Биссе рассказали об опыте своей работы с голливудским мэтром Джорджем Кьюкором, чья ретроспектива прошла в рамках фестиваля. Эти актрисы – последние живые свидетельницы классического Голливуда: у Кьюкора снялись почти все его главные звезды – от Греты Гарбо до Мэрилин Монро, от Одри Хепберн до Элизабет Тейлор.

Конкурсная программа, собранная новым директором фестиваля Карло Шатрианом, отличалась разнообразием стилей, но не выглядела эклектичной. В ней просматривались ключевые мотивы и темы: одной из них стала болезнь. Чем только не хворали герои показанных в Локарно фильмов: тут и гастрит, и геморрой, и гепатит, и рак, и синдром Вильямса. Специальным призом жюри награжден документальный фильм «А что теперь? Напомни». Это поразительного мужества кинодокумент: его автор – португальский звукооператор Жоаким Пинто, который вот уже двадцать лет борется с ВИЧ-инфекцией, продолжая при этом работать. Это стало возможно благодаря не только лекарствам нового поколения, но и поддержке верного друга, с которым Жоаким живет одной семьей, а также чудесной стае собак: они буквально берут на себя боль и стресс. В перуанском фильме «Немой» (режиссеры Даниэль и Диего Вега) герой получает огнестрельное ранение и теряет голос: актеру Фернардо Басилио приходится играть без слов, на мимике и жестах, и за это профдостижение жюри наградило его актерским призом.

Режиссерская награда досталась корейцу Хон Сан Су за изящную штучку под названием «Наша Суньи». Героиня этого фильма учится в киношколе и хочет получить от своего мастера рекомендацию для продолжения учебы за рубежом. Мастер влюблен в ученицу, но он не единственный претендент на ее сердце. С каждым из них девушка встречается в общественных местах: почти каждая встреча сопровождается обильной выпивкой и сдержанными душевными излияниями. Ритуальная повторяемость мизансцен – прием, за которым режиссер скрывает бюджетные трудности, а заодно обнаруживает тотально ироничный взгляд на мир, подчиненный банальности.

Похож по мироощущению, но гораздо более амбициозен фильм-победитель, награжденный по решению жюри «Золотым леопардом». Он снят каталонцем Альберто Серрой, называется «История моей смерти» и посвящен финалу жизни Джакомо Казановы. Здесь тоже присутствует болезнь, и это не эротомания, как можно подумать, а более прозаический недуг – несварение желудка. Казанова долго и мучительно пытается опорожнить желудок, сидя в специальном кресле на горшке в стиле рококо, и тут же, удовлетворенный результатом (его демонстрируют крупным планом), начинает грызть хрустящее печенье, запивая вином. Жизнь Казановы полна прекрасных воспоминаний, но на закате больше всего его развлекает, вызывая смеховые судороги, чтение Монтеня или бывшего друга Вольтера. Казанова еще не знает, что ему предстоит встретить на своем пути другого культового героя эпохи – графа Дракулу и испытать смертельный укус вампира. Впрочем, подобно тому, как в конкурсном японском фильме «Реальное» фигурируют «философские зомби», так и вампира из картины Серры тоже можно назвать философским – скорее концептом, чем живым персонажем.

Дракула, как известно, родом из Румынии, страны, которая в последнее время весьма заметна на карте кино. В Локарно тоже был прекрасный румынский фильм, к сожалению, оставшийся без наград, – «Когда в Бухаресте наступает вечер, или Метаболизм» Корнелиу Порумбойю. Его герой – кинорежиссер. У него возникает роман с молодой актрисой, и он решает добавить сцену, которой не было в сценарии: в ней актриса предстает обнаженной и начинает занимать более весомое место в сюжете. В течение полутора часов мы многократно видим, как репетируется этот нехитрый эпизод, а потом, охладев к своей пассии, режиссер его фактически отменяет. Служебный роман в кино недолговечен: он завершается, как только подходят к концу съемки. Каждый выжимает из партнера все, что нужно, и дальше по жизни они идут раздельно.

Помимо румын из нашего региона в Локарно были представлены кинематографисты закавказских республик – Армении, Грузии и Азербайджана: им была посвящена отдельная фестивальная секция «Открытые двери». В конкурсе «Режиссеры настоящего» участвовал фильм «Хамелеон» Руфата Гасанова и Эльвина Адыгозела, снятый в копродукции с Россией. Это грустное медитативное кино, в котором сюжет, связанный с куплей-продажей дома, становится скорее поводом для описания социального пейзажа и «пейзажа души». Кроме этого, Россия была представлена на фестивале двумя короткометражками из проекта «Кинопоезд». Одна называется «Зеленый змий» (режиссер Бенни Яберг): она награждена альтернативным призом критики. Вторая – «Зима» (режиссер Кристина Пиччи) – завоевала приз «Серебряный леопарденок» в секции «Леопарды будущего». Темы фильмов обозначены в названиях – русская водка и русская зима. К сожалению, до большого конкурса и до более универсальных тем российское кино, судя по всему, не доросло: уже давно оно бывает представлено в Локарно в основном на периферии.


КСТАТИ
На фестивале в Локарно по традиции со своей программой принимал участие Госфильмофонд России, который предоставил редкие кинокартины отечественного и зарубежного производства. На этот раз Госфильмофонду было уделено особое внимание по случаю 65-летия со дня его создания. Гости фестиваля познакомились со специальной кинопрограммой и выставкой «Альфа и омега сокровищ Госфильмофонда», на которой была представлена история фонда, редкие кино- и фотодокументы. По итогам фестиваля приз Боккалино (приз независимой прессы кинофестиваля «Наиболее значимой личности кинофестиваля-2013») был вручен генеральному директору Госфильмофонда России Николаю Бородачеву «как представителю и хранителю обширной кинематографической коллекции, вобравшей в себя историю ХХ века вплоть до наших дней».
Мария НОВИКОВА

Опубликовано в номере «НИ» от 19 августа 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: