Главная / Газета 5 Августа 2013 г. 00:00 / Культура

Не прощальные гастроли

Музыкально-оперный сезон в Москве выдался насыщенным

МАЙЯ КРЫЛОВА

Театры столицы один за другим закрылись на летние каникулы, и настала пора еще раз посмотреть на их работу, подвести итоги музыкально-оперного московского сезона. Количество интересных событий позволяет считать период с сентября по июль временем, достаточно насыщенным с художественной точки зрения.

Много шума наделала в конце сезона московская премьера «Князя Игоря» в постановке Юрия Любимова, прежде всего – радикально сокращенной партитурой.
Много шума наделала в конце сезона московская премьера «Князя Игоря» в постановке Юрия Любимова, прежде всего – радикально сокращенной партитурой.
shadow
В начале сезона Москву встряхнула постановка современной оперы «Франциск»: детище довольно радикального композитора Сергея Невского, навеянное биографией святого Франциска Ассизского, нашло приют на Новой сцене Большого театра, правда, всего один раз. Детский вечер из одноактной оперы «Дитя и волшебство» Равеля и «Путеводителя по оркестру» Бриттена показал, что выпускники и ученики Молодежной оперной программы Большого театра стоят пристального зрительского внимания. Всеми любимая «Травиата» в постановке Франчески Замбелло отметила юбилей Верди и подарила прекрасную работу Венеры Гимадиевой в главной партии, хотя огорчила избытком режиссерского глянца. Итальянская «Сомнамбула» уютно пришла к российской публике в обрамлении березок, а главные приглашенные герои спектакля, Лора Клейкомб и Колин Ли, покорили голосами и вокальным мастерством. Много шума наделал «Князь Игорь» в постановке Юрия Любимова, прежде всего – радикально сокращенной партитурой и не особенно выдающимся исполнением русской оперы нашими певцами. На протяжении сезона в Большом регулярно выступали приглашенные дирижеры и вокалисты, в том числе выдающийся бас Ферлуччо Фурланетто в роли Бориса Годунова.

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко заставил публику посмеяться на остроумной «Итальянке в Алжире» (опера Россини решена как шахматная партия) и посочувствовать приключениям веселой вдовы в одноименной оперетте. Правда, спектакль получился не очень веселым, а органически себя чувствовать в опереточном жанре пока смогли не все участники премьеры. Зато наш соотечественник, работающий в Европе, Максим Миронов в «Итальянке» поразил вокальной красотой и мастерским владением голосом.

«Новая опера» отметила 200-летний юбилей Верди постановкой «Трубадура». Театр «Геликон» не забыл о таком же юбилее Вагнера, сделав спектакль «Нибелунг-опера» – дайджест лучших арий немецкого гения, которые волей режиссера Дмитрия Бертмана распевают их на борту летящего самолета. В этом же театре впервые прошел оригинальный и многообещающий проект – конкурс оперных режиссеров.

Прочие радости сезона были связаны с гастролями. Первым отчитался театр Ла Скала – своим «Дон Жуаном» в постановке Роберта Карсена. Оформление было таково, что выстроенный на сцене театральный зал был очень похож на зал Большого театра, создавая тем самым зеркальный эффект. Теодор Курентзис и Пермский оперный театр заслуженно отхватили кучу «Золотых масок» за спектакль «Так поступают все». Современная опера из того же театра – «Медея. Материал» – тоже оказалась неординарной, а исполнительница главной партии Надежда Кучер получила «лавровый венок» от критики и всеобщее признание. Провинциальные театры вообще оказались весьма заметны в Москве: прекрасно поставленный спектакль из Екатеринбурга «Граф Ори» доказал, что и Россини нынче нам по зубам. Более спокойно прошли гастроли оперы Мариинского театра («Пелиас и Мелизанда» и «Сказки Гофмана») и Латвийской оперы. Возможно, потому, что, хоть Валерий Гергиев и дирижировал первым спектаклем, оба режиссера питерских постановок не достигли высокого уровня. А гости из Риги продемонстрировали добротный, но не более того, уровень.

Великая оперная американка Джесси Норман чудно спела джаз на единственном концерте. Ее соотечественница Сара Кобурн интересно представила Моцарта, Стравинского и Массне на концерте в Филармонии. Редко навещающая Россию Мария Гулегина щедро делилась с публикой мощным драматическим сопрано. А вот знаменитой кореянке Суми Чо концерт в Москве не удался: певица на глазах у публики потеряла голос. Пасхальный Фестиваль и Фестиваль Ростроповича традиционно завалили Москву обилием хорошей музыки. Камерный оркестр Театра Ла Скала подтвердил высокое реноме миланского коллектива. Концертное исполнение оперы Вебера «Оберон» впервые в России представило этот шедевр времен романтизма. Не забыть и ораторию Генделя «Геркулес» в концертном зале имени Чайковского, с международной командой певцов во главе с выдающейся шведкой Анн Халленберг. Концертное исполнение оперы «Мария Стюарт» подарило радость встречи с голосами оперных звезд – болгарки Александрины Пендачанска и латышки Инги Кална.

Самым радостным сюрпризом сезона стала опера «Лживый свет моих очей». Это проект Нового музыкального театра (НОМТ), созданного Центром современной музыки при Московской консерватории. Автор оперы, итальянский композитор Теодор Шаррино, пишет настолько красивую музыку, что она способна увлечь даже самых непримиримых противников современной оперы. Этот вечер стал парадоксальным ответом начавшему сезон «Франциску», противопоставив его талантливым шуму и скрежету восхитительные «истаивающие» трели, напоминающие звучащий эфир или звенящий лунный свет.

Опубликовано в номере «НИ» от 5 августа 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: