Главная / Газета 30 Июля 2013 г. 00:00 / Культура

В Гатчине выставлена загадочная мозаика из мастерской Ломоносова

Светлана РУХЛЯ, Гатчина
shadow
На первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца проходит выставка одного экспоната, посвященная мозаике XVIII века «Св. Франциск из Паулы». История создания и «передвижений» этого произведения, по праву считающегося шедевром мозаичного искусства, столь запутанна, что исследователи даже открыли «Дело о мозаичном художестве», с результатами которого возможно ознакомиться в рамках экспозиции.

Первые узоры и изображения, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, стекло, керамика), ученые связывают с одной из древнейших земных цивилизаций – шумерской. На Руси мозаичное искусство появилась в IX веке, с принятием христианства, однако в какой-то момент секрет изготовления мозаик оказался утрачен. Возрождение забытых технологий и их усовершенствование, а также недолговременный, но яркий взлет древнего искусства на российской земле связан с именем Ломоносова. В 1754 году в деревеньке Усть-Рудица Михаил Васильевич построил фабрику по производству цветного стекла и смальты (цветное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов), а еще раньше на базе открытой по решению сената химической лаборатории он создал мозаичную мастерскую. Вот только «подхватить» великие начинания было некому, и вскоре после кончины ученого интерес к мозаике вновь иссяк.

Ломоносов не оставил списков работ, сделанных в его мастерской. Первое перечисление данных изделий встречается в «Записках об изящных искусствах в России», вышедших во второй половине XVIII столетия из-под пера Якоба Штелина – выдающегося деятеля Российской академии наук, гравера и медальера. Описания подробные («Погрудный портрет императрицы Екатерины II в профиль с оригинальной картины Ротари») соседствовали с малопонятными, и «угадать», что скрывается, например, что за написанным с ошибкой словом «Caritas» (правильное написание Charitas, в переводе с латинского языка – духовная любовь, милосердие) – было почти невозможно…

Уже в 1924 году в ходе научной работы тогдашний директор Гатчинского дворца Владимир Макаров обратил пристальное внимание на размещенную на оконной стене в правом углу парадной опочивальни бельэтажа главного корпуса мозаику «Молящийся монах». И при ближайшем рассмотрении (прежде затрудненном из-за большой высоты, на которую мозаика была помещена) на обороте «медной сковороды» обнаружил надпись, из которой следует, что сделана эта работа, судя по всему, была в 1767 году именно на той «ломоносовской» мозаичной фабрике. Слева вверху на самой мозаике светлыми прямоугольными кусочками смальты было выложено слово «Charitas». Дальнейшие исследования подтвердили гипотезу историка о том, что «Charitas» из труда Штелина и «Молящийся монах» из Гатчинского дворца – одно и то же произведение. Именно Макарову принадлежит и предположение о том, что изображенный на мозаике монах является святым Франциском из Паулы, так это замечательное творение получило свое второе название.

10 марта 1928 года – бескомпромиссный борец против продажи культурных ценностей за границу Владимир Макаров был уволен и выслан на три года в Череповец. В дальнейшем, в череде иных занятий, он продолжил и свои художественно-исторические изыскания на ниве изучения гатчинских достопримечательностей и значительно в них преуспел. Вот только на вопросы, касающиеся «Молящегося монаха», – действительно ли на мозаике запечатлен святой Франциск из Паулы, что именно (картина, гравюра) послужило прототипом этого изображения и как именно изделие попало в Гатчинский дворец, ответы предстоит отыскивать исследователям нынешним и будущим.

Опубликовано в номере «НИ» от 30 июля 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: