Главная / Газета 30 Июля 2013 г. 00:00 / Культура

Прокатись на нашей карусели

«Союзмультфильм» обещает стать анимационными Нью-Васюками

МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО

На минувшей неделе руководство «Союзмультфильма» рассказало общественности о планах по возрождению студии. Речь шла о переезде с Долгоруковской, о запущенных в производство фильмах и даже о самых далеких прожектах по строительству тематических парков. Звучало все оптимистично, благо известный режиссер Михаил Алдашин, занявший недавно пост художественного руководителя «Союзмультфильма», умеет говорить убедительно. Но все, увы, не так радужно, если вглядеться.

Студия «Союзмульфильм» в ближайшее время покинет свое многолетнее пристанище.
Студия «Союзмульфильм» в ближайшее время покинет свое многолетнее пристанище.
shadow
Новейшая история «Союзмультфильма» началась в 2011 году, когда анимационные мэтры во главе с Юрием Норштейном написали тогдашнему главе правительства Владимиру Путину о бедственном положении студии. Премьер откликнулся, и вскоре «Союзмультфильму» вернули кинофонд (находившийся на тот момент в ведении Объединенной государственной коллекции), помогли разобраться с долгами и запустить производство, а на пост директора назначили добросовестного менеджера с хорошей репутацией Николая Маковского.

Поначалу планировалось, что возрожденный «Союзмультфильм» станет краеугольным камнем в «Доме российской анимации» – мощном центре, оборудованном под нужды аниматоров, где маленькие студии и независимые профессионалы смогут найти все необходимое: от квадратных метров по приемлемой цене до обученного персонала. «Мне кажется, что «Союзмультфильм» сейчас уже не может быть студией в классическом понимании, – объяснял Николай Маковский ровно год назад. – Скорее можно думать про «Союзмультфильм» как про перекресток. Поскольку все разбежались и все расфокусировалось, а «Союзмультфильм» может стать такой частью, которая сфокусирует обратно это пространство». Помещение для центра предполагалось найти в ВВЦ, больших денежных вливаний от государства просить не собирались, а самим «Союзмультфильмом» должен был руководить художественный совет (вместо единого худрука).

Теперь концепция изменилась. Михаил Алдашин и заместитель директора Гамид Ахмедов говорили о будущем «Союзмультфильме» именно как о «студии в классическом понимании», обещая за 10 лет выстроить передовую кинокомпанию со штатом в 500–600 человек и объемом производства 800 минут в год. Чтобы добиться подобных результатов, студия организует обучающие курсы и попросит у государства 17 млрд. руб. (сейчас государство тратит на анимацию от 300 до 800 млн. руб. в год), а новым ее местом жительства вроде бы станет бывший завод по производству киноаппаратуры в районе Останкино.

И первый вариант, и второй выглядят красиво. Беда в том, что если не считать бесед с прессой и стендов на кинорынках, за минувший год на студии случилась всего одна новость: на Суздальском фестивале 2013 состоялась премьера нового трехчастного выпуска «Веселой карусели». Который, увы, не выдерживает критики. Какой там Pixar?! Делать кино подобного уровня на профессиональной студии в XXI веке просто-таки неприлично. Конечно, два года – это совсем небольшой срок для анимационного производства, и все же некоторым студиям хватает этого времени, чтобы сделать, например, «Ледниковый период» или какой-нибудь фильм из «богатырской» саги.

От жизни «Союзмультфильма» последних двух лет возникает ощущение, что, несмотря на активное движение, воз и ныне там. Все так же ходят слухи о бесконечных дрязгах в стенах студии (характер этих конфликтов сменился, но рабочая атмосфера никак не налаживается), продолжается возня вокруг культурного наследия, новый устав все еще не утвержден, стратегия развития не обнародована, даже сам переезд, о котором написали уже все газеты, и тот под вопросом, поскольку на момент пресс-конференции подписанных документов не было, а в кулуарах ходят слухи, что на Останкинский завод имеются другие претенденты.

Конечно, проблема тут не только и даже не столько в руководстве студией. Будучи государственной студией, «Союзмультфильм» всецело зависит от высшей воли: даже концепцию развития не оглашает, пока не утвердит высочайше. Предполагается, что утверждение это произойдет осенью. Но никакой уверенности нет, как и в том, что студии удастся получить хотя бы горбушку от запрашиваемых 17 миллиардов. Ведь наше государство многократно показывало себя в анимационных делах как партнер крайне непостоянный, необязательный, имеющий по семь пятниц на неделе и полное отсутствие внятной культурной стратегии.

Однако надо думать, что руководство «Союзмультфильма» знает об этом свойстве госсистемы достаточно хорошо и не может не понимать, насколько зыбки планы-прожекты, выносимые на обозрение общественности. А потому складывается ощущение, что «Союзмультфильм» и сам перенимает постепенно свойства государства, ежегодно меняя концепцию, раздавая несбыточные обещания и строя беспочвенные прогнозы. И еще постоянно подменяя реальную деятельность красивыми презентациями. Конечно, стенды на кинорынках и громкие пресс-конференции – это хорошо, но куда приятнее, если пиар на студии только сопровождает кинопродукцию, а не подменяет ее.

Опубликовано в номере «НИ» от 30 июля 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: