Главная / Газета 16 Июля 2013 г. 00:00 / Культура

Коллекция – не повод для раздоров

В Северной столице представлены шедевры итальянских мастеров XVII столетия

СВЕТЛАНА РУХЛЯ, Санкт-Петербург

В Гербовом зале Зимнего дворца открылась выставка «От Гверчино до Караваджо. Сэр Денис Маон и итальянское искусство XVII века» – дань памяти выдающемуся историку искусств и коллекционеру, скончавшемуся в апреле 2011 года в столетнем возрасте. Экспозиция воплощает в жизнь идею Маона совместить в едином выставочном пространстве картины из его собрания и произведения мастеров, чью творческую деятельность он наиболее пристально и любовно исследовал.

Караваджо. «Юноша с лютней». 1595–1596 гг.
Караваджо. «Юноша с лютней». 1595–1596 гг.
shadow
Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино (1591–1666), занимает в «списке Маона» исключительное место. Творчество уроженца феррарской провинции, воспитанного в традициях болонской школы Барбьери, молодой искусствовед Маон начал изучать с легкой руки Николауса Певзнера – профессора Лондонского института Курто, занимавшегося итальянским Сейченто (принятое в итальянском языке наименование XVII века, которое применяется для условного обозначения культуры Италии этого времени). В 1934 году Маон приобрел ставшую первой в его собрании картину Гверчино «Иаков благословляет сыновей Иосифа». В 1937-м вышла в свет его первая статья. Она повествовала о юношеских годах Джованни Франческо Барбьери и явилась своеобразным эпиграфом к деятельности самого Маона на ниве истории искусств: интерес к Гверчино не иссякал на протяжении всей жизни исследователя.

Экспозиция позволяет познакомиться как с ранними работами Гверчино, например, с относящейся к коллекции Маона «Мадонне с воробьем», так и с эволюцией его художественного языка, изменением манеры письма. К произведениям «переходного» периода принадлежит хранящееся в собрании Эрмитажа монументальное полотно «Вознесение Марии».

Последние открытия Маона-ученого были связаны с именем Караваджо, а его коллекционная деятельность теснейшим образом переплетались с его научными интересами. В 1945 году Маон «переиграл» на аукционе британского антиквара Арнольда Уиггинса, «запавшего» на роскошную раму, обрамляющую шедевр Гвидо Рени (1575–1642) «Похищение Европы». В начале нынешнего столетия ему довелось приобрести картину «Шулеры», считавшуюся копией известного творения Караваджо, однако в дальнейшем оказалось, что полотно принадлежит кисти самого мастера (является вторым вариантом картины). Помимо произведений Гверчино, Караваджо, Гвидо Рени собрание Маона включало в себя работы Джузеппе Марии Креспи (1665–1747), Луки Джордано (1632–1705) и других значительных итальянских живописцев XVII–XVIII веков.

Гверчино «Мадонна с младенцем». 1615 – 1616 гг.
shadow Одним из самых существенных трудов Маона стали опубликованные им в 1947 году «Этюды об искусстве и теории Сейченто» – фундаментальное исследование, доказывающее высокий художественный уровень итальянского Сейченто. Помимо научной деятельности (каталог рисунков Гверчино из Королевского собрания в Виндзоре, работы, посвященные творчеству Караваджо и Пуссена) Маон являлся одним из организаторов персональных выставок Гверчино, ретроспективы творчества семьи Карраччи, экспозиции, рассказывающей о «классическом идеале», бытовавшем в Италии XVII века.

Судьба шедевров, входивших в легендарное собрание сэра Дениса Маона, была определена самим коллекционером – они разошлись между крупнейшими музеями Италии и Великобритании.

Опубликовано в номере «НИ» от 16 июля 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: