Главная / Москва / 24 Июня 2013 г.

Доверяй, но проверяй

Основной на ММКФ стала проблема выбора фильмов

ВИКТОР МАТИЗЕН

Первые дни 35-го Московского кинофестиваля поставили один вопрос – об ответственности отборщиков за то, что они нам показывают. Как сказал коллега, уходя из зала через десять минут после начала фильма: «Жизнь слишком коротка, чтобы так бездарно ее тратить».

Как только на красной дорожке ММКФ появился Бред Питт, все внимание прессы сосредоточилось на голливудской звезде.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Как только на красной дорожке ММКФ появился Бред Питт, все внимание прессы сосредоточилось на голливудской звезде.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Выдержав еще минут пять, ушел и я, размышляя о том, как предотвратить массовое убийство чужого времени, которым занимаются люди, включающие в фестивальную программу то, на чем другие дохнут от скуки или звереют от раздражения. И нашел решение – предоставить каждому зрителю право дать программисту десять рублей, если фильм понравился, и взять у него ту же сумму, если ожидания были обмануты. А коммерческие результаты предавать огласке, что позволит каждому гостю фестиваля оценить собственную способность предугадывать успех той или иной картины у фестивальной публики. Уверен, что несколько чувствительных ударов по карману произведут на селекционеров отрезвляющее воздействие, и уже на следующий год отборочная комиссия сама собой обновится, а качество отобранных лент сильно повысится.

Кстати, чтобы избежать опустошения кошелька, вполне достаточно научиться писать адекватные аннотации и рекомендательные рецензии. И если, допустим, в картине идет речь о гомозоофиле, который колеблется, изменить ли пожилому барану с юным козлом, не прибегать к эвфемизмам типа «в сердце героя, с юности привязанного к братьям нашим меньшим, настойчиво стучится новая любовь», а писать, как оно есть на самом деле, – пусть даже шершавым языком плаката. Прочитав беспристрастное описание фильма, зритель сам сделает выбор, стоит ли ему тратить время на знакомство с персонажем столь экзотической сексуальной ориентации.

Если говорить о том же более серьезно, то надо отметить, что отборочная комиссия ММКФ, практически не обновлявшаяся в течение последних 15 лет, давно нуждается в ротации, несмотря на то, что в ней работают весьма квалифицированные и уважаемые люди. Нет нужды менять всю команду – достаточно каждый год по жребию заменять одного-двух старожилов, чтобы дальше в течение трех-четырех лет происходило полное обновление. Однако смешно говорить об этом в России, где главной ценностью все еще является власть, и каждый избранный стремится стать пожизненным избранником, подчас искренне не понимая, почему с многих нагретых мест нужно уходить вовремя.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ВОЙНА МИРОВ»
shadow А пока самым верным способом не обмануться, нарвавшись на очередной фильм-хронофаг, остается посещение ретроспектив, на которых, как правило, показывают фильмы, выдержавшие проверку временем, будь то представленные в этом году картины Бертолуччи или Коста-Гавраса. Хотя с историей кино было бы лучше знакомиться не на фестивальных показах, а в течение года на площадках Музея кино – если бы он не был выселен из здания на Дружинниковской в результате продажи акций Киноцентра, принадлежащих СК России, и смог занять подобающее место во Дворце фестивалей. Но дворец, как было только что объявлено Никитой Михалковым, в течение года будет работать не как учреждение культуры, а как бизнес-центр.

Кстати говоря, ретроспектива Коста-Гавраса и вручение этому выдающемуся мастеру политического кино приза ММКФ «за вклад в мировой кинематограф» – весьма своеобразный в нынешней российской политической ситуации жест. Ведь если бы Гаврас работал в СССР или нынешней России и пытался в своем ключе затронуть наши социально-политические проблемы, его проекты рубили бы на корню, а его самого объявили «иностранным агентом» и выслали из страны. А если бы его «Дзета» была сделана не в 1969-м, а в 2013 году, ей бы не выдали прокатное удостоверение или мгновенно сняли с проката, как произошло с куда более безобидными «Деточками» Дмитрия Астрахана. Ведь все, что происходит в этом проницательном (хотя поначалу и затянутом) фильме, вызывает прямые ассоциации с разгоном митинга на Болотной и наступлением на гражданские свободы, предпринятым тремя головами власти при единодушном одобрении ею же сформированного «народного» фронта. Просто диву даешься, как это президент фестиваля проглядел столь провокационную акцию своих подчиненных, как демонстрацию «Z»…

Не желая брать пример с Франции, сумевшей оптимально организовать систему государственной поддержки кинематографа, мы, однако, следуем примеру Каннского кинофестиваля, который с не очень давних пор стал открываться блокбастерами. Куда конь с копытом, туда и рак с клешней – у них «Великий Гэтсби», а у нас пусть будет «Война миров» – весьма средний триллер Марка Форстера, зато с самим Брэдом Питтом в главной роли. Нет слов, посмотреть на Питта и кошке приятно, но причем тут фестиваль, если фильм и без него выйдет в прокат и соберет свою часть летней кассы? Спасибо, что на закрытии покажут не какой-нибудь голливудский ширпотреб, а «Распутина» Ираклия Квирикадзе – автора легендарного «Пловца» и по совместительству крупного специалиста по спасению утопающих картин, да еще с актерским составом, включающим Фанни Ардан, Ксению Раппопорт, Ирину Алферову, Владимира Машкова, Филиппа Янковского, Данилу Козловского и, разумеется, гражданина России Жерара Депардье в главной роли.

Опубликовано в номере «НИ» от 24 июня 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: