Главная / Газета 17 Июня 2013 г. 00:00 / Культура

Смех сквозь слезы

Международный фестиваль анимации в Аннеси показал грустное и наградил забавное

МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО

Главный международный фестиваль анимационного кино в Аннеси, поначалу заставивший сетовать на то, что в его программе всего один российский фильм, к финалу принес неожиданный для нашей страны триумф. Россия получила спецприз жюри, то есть вторую по величине награду, в категории «короткометражные фильмы». Удостоившаяся этой чести «Обида» молодого екатеринбургского режиссера Анны Будановой – это трогательная история про толстую девочку, чья обида на мир воплотилась в маленькое черное существо, ставшее в итоге единственным другом героини.

Еще один важнейший (хоть и внеконкурсный) приз достался русско-венгерскому режиссеру Алексею Алексееву, чья знаменитая короткометражка «KJFG № 5» стала «самым смешным фильмом» всех времен и народов. Это был экспериментальный для Аннеси формат: собрав четыре шикарные программы забавных мультов, зрителям предложили голосование, чтобы определить лучшую комедию минувшего анимационного века.

Если на «панорамных» показах публике давали посмеяться, то на основных господствовало сумрачное настроение. Конкурс Аннеси никогда, к слову, не отличался особой жизнерадостностью, но в последние два года даже эстеты и любители авангарда жалуются на излишнюю депрессивность программы. Не удивительно, что уже второй год подряд Гран-при в коротком метре получает комедия. На этот раз «кристалл» ушел к американцу Крису Ландрету с его «Игрой подсознания».

Напомнила о прошлогодних призах и награда в полном метре, доставшаяся одному из двух самых политизированных фильмов фестиваля. Бразильский «Рио 2096: История любви и ненависти» состоит из четырех новелл, описывающих разные моменты бразильской истории и демонстрирующих, как война, ненависть, ярость уничтожают истинную и прекрасную любовь.

Очевидные параллели между призовыми списками последних двух лет неслучайны. Ведь «Аннеси – в первую очередь фестиваль идей» – эту фразу режиссера фильма «Эпик» Криса Уэджа пресс-служба фестиваля в финальном пресс-релизе выделила особым шрифтом, представив как творческое кредо анимационного смотра. И этот важный акцент лишний раз подтвердил то, что интуитивно было понятно из конкурсных просмотров: Аннеси больше не стремится представить все «сто цветов» анимации, а, скорее, пытается предложить собственное понимание того, что есть авторские мультфильмы сегодня.

Отменив два года назад международную селекцию, фестиваль доверил выбор фильмов членам оргкомитета, сделав программу более контролируемой и предсказуемой. Увы, это привело к некоторому однообразию. Так, в прошлом году конкурс под руководством бывшего арт-директора Сержа Бромберга сложился в острополитическом ключе – редкий фильм не был посвящен правам человека и прочим социально значимым темам. Теперь, когда его место занял канадец Марсель Жан, конкурсные показы наполнились мрачными фильмами с вязкими историями и почти монохромной, порой диковатой графикой. Сюрреалистические образы, темные подсознательные драйвы, непубличные темы (вроде хождения в туалет) и юмор на грани фола – из подобных мотивов состоял нынешний конкурс, будто исключительно за таким кино признавал право называться авторской анимацией.

Дирекцию фестиваля можно понять. За последнее десятилетие эстетические и тематические границы «коммерческого» так расширились, что захватили в себя все те милые и странные картины, которые «ходили» на фестивалях ХХ века. При таком раскладе для фестиваля, акцентирующего авторский момент, проще всего собрать кино маргинальное, находящееся за гранью обычного восприятия и отсекающего с первых же кадров неподготовленного зрителя.

Простой путь, однако не всегда лучший. Пусть сложнее, но куда точнее было бы проводить границу авторское/коммерческое между «свежим» и «штампованным», искренне-спонтанным и просчитанным, утонченным и примитивным. Увы, для этого анимационным фестивалям очевидно понадобится какое-то время. Пока же конкурс Аннеси выглядит скорее пародией на авторское кино, то есть именно так, как постарались бы представить «авторский сектор» его ненавистники. Примерно то же самое можно сказать и о большей части работ из призового списка, который не включил в себя лучших конкурсных фильмов, среди которых «Глория-Виктория» Теодора Ушева, «Банкет наложницы» Хефанг Вэй, «Болесь» Шпелы Чадеж и «Марсель, Король Тервурена» Тома Шредера. То есть те фильмы, за которыми и ездят поклонники анимации на фестивали вроде Аннеси.

Опубликовано в номере «НИ» от 17 июня 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: