Главная / Газета 26 Апреля 2013 г. 00:00 / Культура

По сценарию Пекина

Квентину Тарантино опять не удалось прорваться к кинозрителям Поднебесной

Сергей ЛАВИНОВ

Продукция Голливуда давно «прописалась» во многих кинотеатрах мира. Были попытки американских кинематографистов захватить и более чем миллиардный китайский рынок. Однако сделать это оказалось крайне трудно. На страже морали китайцев и интересов азиатских кинематографистов стоят цензоры, пройти которых удается далеко не всем западным фильмам. Китайские власти защищают свой кинорынок и при помощи протекционистских мер. В результате доля голливудских картин на экранах кинотеатров Поднебесной постоянно снижается.

«Джанго освобожденный» продержался в китайском прокате ровно полдня.
«Джанго освобожденный» продержался в китайском прокате ровно полдня.
shadow
«Джанго» запрещенный

Наиболее ярким и свежим примером трудностей, которые ждут даже самые яркие голливудские блокбастеры в Китае, может служить «Джанго освобожденный» – последняя работа Квентина Тарантино, оскароносный фильм, очень популярный сейчас в Америке и Европе. Несмотря на все усилия американских продюсеров, первый день проката «Джанго» в Поднебесной стал и последним – картину запретили к показу уже после обеда.

Поднебесная продолжает оставаться для Тарантино закрытой территорией. Цензоры из Госкомитета по делам радио, телевидения и кинематографа бдительно охраняют мораль и психику китайских зрителей и не пропускают фильмы известного американского режиссера, которые славятся насилием. Казалось, печальную традицию имел все шансы прервать «Джанго». Для того чтобы получить разрешение цензоров, Тарантино, что бывает с ним крайней редко, согласился внести существенные изменения в свою работу.

Однако продюсеры напрасно потирали руки, предвкушая многомиллионные кассовые сборы в КНР. Оскароносный фильм продержался на экранах считаные часы. Работники пекинских кинотеатров, пишет лондонская Times, в которых показывали «Джанго», утверждают, что распоряжение о снятии картины поступило из офиса компании China Film Group Corporation, которая занимается прокатом как зарубежных, так и местных фильмов. Решение объясняется какими-то непонятными техническими причинами. Однако в Америке уверены: несмотря на то, что Тарантино согласился убрать несколько наиболее жестоких сцен, фильм все равно получился чересчур жестоким для зрителя Китая.

«Джанго» стал далеко не первым голливудским блокбастером, который продюсеры переделывают под китайский кинорынок. В большинстве случаев китайские цензоры просят убрать сцены, которые показывают Поднебесную в негативном свете.

Дефицит кинотеатров

Большой успех таких китайских фильмов, как «Неразбериха в Таиланде» и «Путешествие на запад: покорение демонов», побивших кассовые рекорды в этом году, настроили многих в Поднебесной на оптимистический лад и дали надежду, что азиатские кинематографисты наконец покончат с засильем Голливуда на мировом рынке.

Но эти надежды едва ли сбудутся. Увы, проблем хватает. Китайский кинематограф выпекает сейчас фильмы, как горячие пирожки. Однако только менее половины из них доходят до зрителя. Статистика показывает, что из 745 художественных фильмов, снятых в КНР в прошлом году, лишь 315 из них (42%), согласно исследованию кинорынка КНР, выполненному компанией Entgroup, попали в кинотеатры. Эти данные несколько остудили горячие головы китайских патриотов, которые после того, как их страна обошла Японию и стала вторым кинорынком планеты, начали требовать, как можно быстрее догнать и перегнать Америку.

Аналитик из Entgroup Кэди Янг видит главную причину отставания в катастрофическом дефиците больших экранов: «Возможности китайских кинотеатров сильно ограниченны. На все фильмы просто не хватает времени».

Свои слова Янг обосновывает следующими цифрами: в более чем миллиардном КНР 3680 кинотеатров с 13 118 экранами, в то время как в США, по данным Американской ассоциации кинокомпаний (MPAA), экранов 39 500, т.е. втрое больше.

Пропаганда продолжает править бал

Но проблема не только в количестве кинотеатров и экранов, считает Wall Street Journal. Часть вины лежит на китайской пропагандистской машине. Фильмы, финансируемые государством, вытесняют с экрана другие картины.

Среди самых нелюбимых китайцами недавних фильмов можно назвать две исторические киноэпопеи, снятые по заказу министерства культуры КНР, – «Основание Китая» (2009) и «Основание партии» (2011). Обе ленты очень продолжительное время крутили практически все кинотеатры огромной страны, естественно значительно ограничивая прокат всех остальных лент. Совсем недавно экраны оккупировала очередная пропагандистская трилогия о Лей Фенге, идеальном гражданине эпохи Мао. Как нетрудно догадаться, крутят ее нередко в полупустых залах.

Препятствий на пути китайских фильмов к зрителю много. С другой стороны, ставки очень высоки. Кассовые сборы выросли с менее чем 1 млрд. юаней (161 млн. долларов) в 2002 году до более чем 10 млрд. в 2010-м. В прошлом году кассовые сборы установили очередной рекорд – 17,1 млрд. юаней, что на 30,2% больше, чем в 2011 году. Аналитики из Entgroup прогнозируют, что в этом году они достигнут 23 млрд. юаней.

Каждый третий – Made in China

Несмотря на то что зарубежные фильмы по-прежнему дают львиную долю сборов, есть основания для оптимизма и у китайских продюсеров. По данным Entgroup, количество китайских фильмов в кинотеатрах КНР в прошлом году достигло рекордных 33%. Т.е. каждый третий фильм – китайский.

Пекин, конечно, пытается продвинуть свое кино и из экономических, и из пропагандистских соображений. Так, China Film время от времени объявляет недели китайского кино, во время которых кинотеатры обязаны крутить только отечественные фильмы.

Исследование Entgroup содержит немало интересных цифр. Например, в прошлом году китайцы посетили кинотеатры 467 млн. раз. Так много жители Поднебесной в кино в этом веке еще не ходили. Цифры впечатляют, хотя им очень далеко до прежнего абсолютного рекорда: в 1979 году после десятилетия ограничений культурной революции китайцы бросились штурмовать кинотеатры и побывали в них… 29,3 млрд. раз!

Так что потенциал у китайского рынка велик. В отсутствие достаточного числа качественных китайских фильмов многие предпочитают оставаться дома и смотреть телевизор или пиратские копии западных блокбастеров. Опросы показывают, что десятки миллионов китайцев годами не ходят в кино. Причем речь идет не о крестьянах, которым порой просто некуда идти, а о горожанах. Если китайским продюсерам удастся заманить их в кинотеатры, то и без того огромный рынок вырастет до гигантских размеров.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 апреля 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: