Главная / Газета 16 Апреля 2013 г. 00:00 / Культура

Пролить свет на древность

В Северной столице представлены «тощие свечи» и старинные выносные фонари

СВЕТЛАНА РУХЛЯ, Санкт-Петербург

В корпусе Бенуа Русского музея проходит выставка «Светильники Древней Руси», впервые за годы существования музея демонстрирующая уникальную церковную утварь XV – XVIII веков. Поставив во главу угла значимость понятия «свет» в христианской философии и культуре, организаторы экспозиции оформили выставочное пространство под стать экспонатам – строго и лаконично. Небольшие залы первого этажа стали непривычно светлыми и просторными: ажурные паникадила и подвесные лампады в отсутствие свечей мерцают и поблескивают, отражая на своей поверхности свет дневных ламп.

Фонари выносные, девятиглавые. Посл. четверть XVII–XVIII вв.<br>Фото: С САЙТА МУЗЕЯ
Фонари выносные, девятиглавые. Посл. четверть XVII–XVIII вв.
Фото: С САЙТА МУЗЕЯ
shadow
Традиция использования в церкви светильников восходит к библейским временам, есть в Священном писании и прописанные самим Всевышним правила их изготовления: «И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник, стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его…»

…Первое литературное упоминание о данном предмете обихода встречается в гомеровской «Одиссее»: «…и Афина Паллада им, невидимо держа золотую лампаду, светила». Подвешивать же металлические светильники к потолку начали в период правления византийского императора Константина Великого, то есть в IV столетии.

Появление светильников в Древней Руси неразрывно связано с приходом христианства и византийской культуры. Если обратиться к труду выдающегося историка Русской церкви и церковной архитектуры Евгения Голубинского «История русской церкви» (1880), можно узнать, как выглядели самые древние напольные светильники: «Подстава внизу в виде вскинутого блюдца, блюда для свеч были значительно менее нынешних и стволы их, состоящие из перемежающихся соединительных трубок и яблок, были одной толщины по всей своей длине».

В соответствии с архитектурно-художественными особенностями храмов церковное освещение было многоярусным и объемным. Некоторые подвесные светильники напоминали царскую корону, другие украшались искусно выполненными подвесками. Помимо лампад и паникадил в церквях бытовали поставные свечи (переносные и неподвижные), которые ставили перед Царскими вратами иконостасов, митрополичьим и Царским местами, церковными амвонами, к чудотворным иконам и ковчегам с мощами святых.

Выносные свечи были просты по форме, и их изготавливали не только из металла, но и из дерева. Стержневые деревянные подсвечники расписывали красками, золотили, декорировали орнаментальной резьбой. По причине «выбирания» внутренней части древесины (она оставалась пустой, «тощей») подобные подсвечники получили название «тощих свечей».

Из-за постоянного употребления в храмовом богослужении и крестных ходах старинные церковные светильники дошли до сегодняшнего дня в весьма ограниченном количестве. Виной тому и недолговечность используемых для их создания материалов, и целенаправленное уничтожение эстетически «устаревших» образцов, или же их полная, в угоду новым веяниям, переделка. Коллекция Русского музея позволяет увидеть паникадила и лампады XV – XVII веков; вывезенный в середине XIX столетия с Афона фрагмент большого афонского хороса XVI – XVII веков; серебряные подписные лампады, связанные с историей Александро-Свирского монастыря, а также слюдяные выносные фонари. Один из которых, «девятиглавый» (конец XVII века), поступил в музейное собрание из церкви имения «Беззаботное» великого князя Николая Николаевича (младшего) в 1918 году.

Опубликовано в номере «НИ» от 16 апреля 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: