Главная / Газета 4 Апреля 2013 г. 00:00 / Культура

Приключения итальянцев в России

Сергей СОЛОВЬЕВ
shadow
Мы готовы биться за свою великорусскость с кем угодно. С немцами – за литературу. С французами – за живопись. С англичанами – за театр. Но только перед одной нацией наш культурный шовинизм пасует и превращается в мягкого и податливого космополита. Итальянцы в любом их духовном проявлении вызывают положительные эмоции: от умиления до восхищения. Особенно это касается архитектуры. Той самой сферы, где государственность и шкурный интерес сливаются исключительно для того, чтобы вытеснить всех слишком умных и деловых варягов.

Истоки италофилии, как выяснилось, залегают глубоко и основательно. Это показала только что вышедшая книга со звучным названием «Италия – Россия: тысяча лет архитектуры». Вдохновителем труда выступил нынешний посол Италии Антонио Дзанарди Ланди. Он же объяснил странный заголовок. Ведь какая архитектура была в России 1000 лет назад? Землянки со срубами? Оказывается, авторы труда просто дали фору на следующие два столетия – якобы в Москве и на просторах русской стороны итальянцы еще себя покажут.

На самом деле книга совершает настоящую западническую революцию. Очень авторитетные и серьезные ученые (ректор Архитектурного института Дмитрий Швидковский и заместитель директора Музеев Кремля Андрей Баталов) сказали то, о чем все думали, но боялись вслух произнести. Если говорить просто и грубо: без итальянцев не было бы никакой славы русской архитектуры. Аргументы просто сшибают с ног и звучат даже по нынешним временам слишком смело. Оказывается, знаменитая белокаменная архитектура Владимира в XII веке – дело рук ломбардских мастеров (лет десять назад за такую «заяву» на научном совете закидали бы помидорами). Если и был в России свой Ренессанс, он был благодаря итальянцам, прибывшим ко двору Ивана III. Главная персона – Аристотель Фиораванти (строитель Успенского собора), за ним идут Антонио Солари (строитель кремлевских стен и башен) и Алевиз Ламберти да Монтаньяна (строитель Архангельского собора). И все эти «гости из будущего», как показал г-н Швидковский, по таланту и смелости были ничуть не ниже Леонардо да Винчи с Микеланджело, благо отгрохали чудо европейского света в виде нового Кремля. Дальше, само собой, идет огромная плеяда питерских зодчих, которые преобразили Северную столицу. И так вплоть до авангарда и сталинского ампира, когда глашатаи советской архитектуры Иофан и Щусев откровенно заимствовали и перерабатывали итальянские идеи.

Понятно, что тут много перехлестов и допущений. Насчет того, была ли в России эпоха Возрождения, споры никогда не кончатся, хотя новых сведений не прибавляется. Но куда как интереснее перспективы и ситуация сегодняшнего дня. Почти одновременно с выходом книги стало известно, что конкурс на реконструкцию Политехнического музея (а она обещает быть настоящей стройкой века) выиграло итальянское бюро Massimiliano Fuksas Architetto. Само собой, в коллаборации с нашей мастерской во главе с Сергеем Чобаном (иначе долго одним итальянцам в московских условиях не продержаться). В итальянском посольстве новость восприняли как сбывающееся пророчество: вот оно, продолжение многовековой истории! И действительно, есть ощущение, что у итальянцев может получиться то, что никак не давалось англичанам (Норману Фостеру с его небоскребом в Сити) и французам (Доминику Перро с его проектом новой Мариинки). Им не привыкать к выкрутасам наших чиновников (при Иване итальянских архитекторов держали почти под домашнbм арестом, чтобы не сбежали) и к местному стилю. Благо за этот стиль они и сами несут ответственность.

Автор – арт-обозреватель «НИ»

Опубликовано в номере «НИ» от 4 апреля 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: