Главная / Газета 6 Марта 2013 г. 00:00 / Культура

«Чтобы спастись самому, надо спасти кого-то рядом»

Учредитель премии «Хрустальная Турандот» Борис Беленький

ЕКАТЕРИНА ВАСЕНИНА

Независимая театральная премия «Хрустальная Турандот» совместно с газетой «Новые Известия» и журналом «Театрал» начинают новый проект в поддержку ветеранов сцены, нуждающихся в лечении, но живущих далеко от Москвы. В связи с этим 11 марта в Театре Вахтангова состоится благотворительный концерт («Спасающийся спасется»), доход от которого поступит на лечение нуждающимся артистам. Учредитель премии «Хрустальная Турандот» Борис БЕЛЕНЬКИЙ рассказал, почему в наши дни назрела острая необходимость в подобных мероприятиях.

shadow
– Борис Петрович, «Хрустальной Турандот» больше двадцати лет: все эти годы вы отмечали наиболее интересные театральные работы. Почему вдруг вы расширили задачу премии?

– «Хрустальная Турандот» награждает столичных звезд в период их творческого взлета. Все двадцать два года, вручая премию московским артистам, я думал о том, что где-то в глубинке живут актеры, которые разошлись с благополучием и славой только по факту прописки. А мастерства у них не меньше, чем у московских артистов, и уровень служения не меньше. У них меньше искушений – антреприз, корпоративов, сериальных съемок. И к ним приходит старость с болячками. И никакой подушки безопасности у них нет. А человеку надо поменять сустав, сделать операцию на сердце… Думая об этом на протяжении многих лет, я, наконец, запустил проект «Спасающий спасется», взяв на щит слова выдающегося русского философа Владимира Сергеевича Соловьева. Он считал такой путь единственной формулой прогресса: чтобы спастись самому, надо спасти кого-то рядом. Радостно, что московские артисты с большим энтузиазмом поддерживают мою идею. «Хрустальная Турандот» будет четыре раза в год на площадке Театра Вахтангова давать благотворительные концерты в пользу актера, нуждающегося в помощи. Четыре концерта, четыре актера, четыре сбора в его пользу. Скажете – немного. Но наша задача оказать человеку персональное внимание и вылечить его за наш счет. Артиста привезут в Москву, дадут в его честь концерт, который герой вечера будет наблюдать из ульяновской ложи – самой почтенной ложи Театра Вахтангова. Концерт должен собрать сумму, достаточную для лечения в Израиле, – у «Хрустальной Турандот» заключен договор с медицинской компанией «Измедик». Авиаперевозки будут осуществлять компании «Эль Аль» или «Трансаэро», финансово помогает РЕК. Наш телекоммуникационный партнер «Ростелеком» будет транслировать вечер 11 марта, в частности, на своем сайте.

– Кто вам помогает искать ваших героев?

– Героев концертов нам помогает искать Союз театральных деятелей России, социальный отдел головного офиса. За выполнение поручения Александра Калягина по этому вопросу отвечает замечательный секретарь СТД Геннадий Смирнов. Документы предложенных СТД людей мы будем отправлять в Израиль, где специалисты «Измедика» будут решать, что они могут сделать для этих актеров и в какие сроки.

– Судя по тому, что вы добиваетесь прямых договоренностей и с общественными организациями, и с коммерческими партнерами, вы занимаетесь проектом отдельно от государства и не интересуетесь налоговыми льготами на благотворительность.

– «Турандот» всегда говорила и продолжает говорить: талант – это частная собственность, которая принадлежит не государству, а Всевышнему. На какой бы ступеньке иерархической актерской лестницы человек ни находился, он может свой талант пропить, проспать или преумножить.

– Кто входит в актерский пул вашего нового проекта?

– Концерт 11 марта составят, в частности, вахтанговцы Василий Лановой, Ирина Купченко, Евгений Князев, Юлия Рутберг, Марина Есипенко, бард Олег Митяев, мхатовец Николай Чиндяйкин, актриса Театра Маяковского Евгения Симонова. Этот вечер устраивается в честь девочки Алины 2001 года рождения, внучки легендарного директора Тобольского драмтеатра имени Ершова Николая Серапионовича Лаптева. В 2008 году случилась трагедия: дед с внучкой попали в аварию. Дедушка погиб, внучка выжила с множественными переломами рук, ног, черепа, позвоночника. Она будет первой героиней проекта «Спасающий спасется».

– Несколько лет назад с инициативой поддержки пожилых артистов выступил фонд «Артист» Евгения Миронова и Марии Мироновой. Есть ли разница в ваших целях и задачах?

– У «Артиста» уже сложилась большая программа социальных проектов, у нас же прицельный фокус – вылечить конкретного человека. Для меня сейчас важно обратить внимание на деятелей искусства, которые живут не в Москве. Российские артисты из года в год разгребают агрессивный мусор масскульта. Им тоже нужна помощь.

– Как мотивировать людей на помощь друг другу? Какие волшебные слова вы говорите вашим партнерам?

– Конечно, и государству пора принять закон о меценатстве и перестать бояться этого закона как нового канала отмывания денег. Все, кому это интересно, давно знают эти каналы, и новые им не нужны. Зачем изображать из себя институт благородных девиц, театрально дрожащий от мысли, что его посетит мужичок, – за стенами института давно махровый бордель. А пока закона нет, работает убеждение, убеждение и еще раз убеждение. Надо уметь убеждать людей и помнить, что в каждом человеке живет человек, и вопрос только в том, сколько надо разгрести залежей, чтобы его отыскать. За двадцать два года свободного плавания я научился отличать потенциально «живых» людей, поэтому рад и горд, когда они разделяют мои взгляды и интересы, которые со временем становятся общими. Многие ведь живут как в миксере, зачастую даже не помня, зачем его миксер крутит. А я ничего не прошу у своих потенциальных партнеров и единомышленников, но даю шанс открыть в себе человека.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 марта 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: