Главная / Газета 5 Марта 2013 г. 00:00 / Культура

Венский калейдоскоп

«Новое кино Австрии» поведало о слиянии с природой и кризисе веры

ОКСАНА ГАВРЮШЕНКО

В столице во второй раз прошел фестиваль современного австрийского кино. Компактный по формату (три больших фильма плюс программа короткого метра), он тем не менее представил актуальные темы новой Европы.

shadow
Вообще, обычно в кинотеатр «35 мм» – на основную артхаусную площадку Москвы, где идут фестивальные фильмы, – приходят не только киноманы, но и публика, интересующаяся иностранными языками. Там можно посмотреть фильмы на языке оригинала с русскими субтитрами. Именно поэтому таким большим спросом пользуются недели немецкого, британского, французского и японского кино, которые проводятся в Москве уже много лет. А вот смотр современного австрийского кино впервые был проведен только в прошлом году. В день открытия билеты обычно стоят чуть дороже (350 рублей), чем в обычные дни (250 рублей). Часто на просмотрах бывает много молодежи, студентов, изучающих языки, и в дни открытий зал практически полон. Особенно привлекательна для зрителей инициатива кинотеатра проводить после показа неформальную встречу с режиссером, продюсером или съемочной группой, приехавшими представлять свою картину. На таких встречах любой желающий может задать свой вопрос, как это и было на минувшем смотре австрийского кино.

Саркастичная драма фестивального фаворита Ульриха Зайдля «Рай: Вера» в представлении не нуждается. Вторая часть трилогии (первая часть «Любовь», а третья – «Надежда» – только что была показана на Берлинале) Зайдля, возмутителя спокойствия в Венеции, получила Специальный приз жюри и вызвала много шума. В нашем прокате этот фильм можно будет увидеть уже в конце марта.

Очень интересными стали две других картины малоизвестных режиссеров. Тем более что философскую притчу «Стена» (приз Экуменического жюри в Берлине) представлял лично режиссер Юлиан Пeльслер. А картина Умута Дага «Вторая жена» посвящена взаимодействию культур и трудностям адаптации (в данном случае жизни турецкой диаспоры в Вене). На только что завершившемся фестивале дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске фильм получил специальный диплом жюри «за актерский ансамбль». А вообще у «Второй жены» уже восемь наград на международных фестивалях.

О доброй старой Вене можно только мечтать, но мигранты живут тут своим миром, в замкнутом кругу. И свой магазин, где хозяин турок, и работают только турки, и непременные семейные ужины по выходным, и традиции, незыблемые, тоскливые и неуклонные. В прологе – турецкая свадьба, на которой, глядя на наивную деревенскую невесту Айшу, злословят ее золовки: «Куда ей в Вену, она и трамваев, наверно, испугается». Юная героиня с большими невинными глазами призвана стать второй женой для мужа тяжело больной Фатмы. Мультикультурная проблематика, столь востребованная сегодня в современном европейском кино, в фильме Умута Дага не превалирует. Здесь больше о семейных проблемах, неизбежных, когда судьба совершает причудливый зигзаг, и вместо второй жены остаются с многочисленными детьми две вдовы.

Если «Рай: Вера» и «Вторая жена» повествуют о проблемах современного австрийского общества, то «Стена» Юлиана Пeльслера снята по феминистскому роману Марлен Хаусхофер, написанному полвека назад. Фильм получился экспериментальным, снятым на стыке жанров. Философия здесь переплетена с хоррором. Героиня (выдающаяся работа известной немецкой актрисы Мартины Гедек) осталась в горах, отрезанной от всего прочего мира невидимой, но непроницаемой стеной. Фатум, испытание? Вокруг только бескрайние горы, величественная природа, и вернуться в прежнюю жизнь невозможно. Рядом верный пес, приблудная корова да кошка. Скудное сельское бытие наполнено тяжелым физическим трудом – для того чтобы просто выжить. Героиня ушла от мысли о самоубийстве. Она ведет дневник, она слилась с природой, у нее нет современных средств связи, и единственный однажды встреченный человек оказывается уже дикарем, утратившим человеческий облик. Времена года сменяют друг друга под сюиты Баха. Речь в фильме (как и в книге) не идет о том, чтобы сломать стену, а о том, как жить за стеной.

Опубликовано в номере «НИ» от 5 марта 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: